- Дорожки, мощение — Ландшафтный дизайн
- Этапы планировки участка за городом. Шаг 4 – проектируем садовые дорожки
- Общие рекомендации по созданию садовой дорожки на дачном участке
- Оптимальная ширина садовой дорожки !
- Садовые дорожки своими руками из плитки и пластика
- Правильная садовая дорожка всегда остается чистой
- ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание), ГОСТ от 31 августа 2015 года №33150-2014
Дорожки, мощение — Ландшафтный дизайн
Выбирая материал для строительства дорожек, следует учитывать интенсивность их использования. Мягкое покрытие (гравий, песок) предназначено только для пешеходных дорожек. Более надёжна плитка, уложенная на песок, бетон или сухую цементную смесь. Площадка для стоянки автомашины или въезд в гараж потребуют уже специального покрытия из бетона, армированной плитки или мостового камня
На первом этапе работ обозначается контур дорожки, по которому вырывается траншея глубиной 10-15 см, дно траншеи профилируется и утрамбовывается. Затем, в зависимости от выбранного типа покрытия, укладывается основание дорожки
Для бетонного покрытия траншея засыпается на 10 см слоем щебня, который тщательно выравнивается и трамбуется. По краям делают опалубку, так, чтобы края её выступали над уровнем щебня на 5-8 см. Для предотвращения разрыва бетонного покрытия через каждые 2-3 м необходимо сделать температурный шов. Для этого поперёк дорожки ставят на ребро доску толщиной около 10 мм. Опалубка заливается раствором, ещё не застывший бетон обрабатывают жёсткой щёткой для получения шершавой поверхности. Готовую дорожку накрывают полиэтиленовой плёнкой до полного застывания бетона. Через 3-4 дня плёнку снимают, а опалубку разбирают.
При укладке брусчатки и мостового камня траншею роют на глубину 20 см и засыпают ее слоем щебня 8 см. Сверху насыпают слой песка и проливают водой. На мокрый песок укладывают мостовой камень, подбирая его в соответствии с задуманным рисунком. Поверхность покрытия выравнивают. Щели между камнями не должны превышать 8 мм. После укладки камней по поверхности дорожки рассыпается сухой песок или цементно-песчаная смесь и жёсткой метлой заметается в щели. Затем дорожку поливают водой и дают ей высохнуть. Укладка
Для укладки плитки траншея выкапывается на глубину 15 см, засыпается слоем щебня толщиной 8 см и утрамбовывается. Сверху насыпают слой песка (5 см), который проливают водой, выравнивают, а затем кладут плитку. Если дорожка должна быть более прочной, то вместо песка используют бетон. Щели между плиткой засыпают песком или цементно-песчаной смесью. Для придания декоративности можно засыпать щели землёй, в которую добавлены семена газонной травы или почвопокровных растений.
Для мягкого покрытия (гравий, галька, кирпичная крошка) траншею копают на глубину 15 см, дно её тщательно утрамбовывают. Затем кладут слой щебня толщиной 10 см, который укатывают, сверху насыпают слой выбранного покрытия (5 см), разравнивают его и тоже укатывают. В завершение полотно дорожки посыпают крупнозернистым песком.
В последнее время при устройстве дорожек стали применять технологию декоративного бетона. Суть её заключается в том, что бетонное покрытие покрывается специальным полимерным материалом, на котором при помощи матрицы отпечатывается тот или иной рисунок, имитирующий различные виды природного камня или дерева. Декоративный бетон может быть окрашен в тот или иной цвет по желанию заказчика. Технология достаточно дорогая, но оправдывающая себя.
По материалам книги «Энциклопедия дачника» (М, 2000)
www.greeninfo.ru
Этапы планировки участка за городом. Шаг 4 – проектируем садовые дорожки
В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).
www.ogorod.ru
Общие рекомендации по созданию садовой дорожки на дачном участке
Думая о том, как расположить дорожки на участке в загородном доме собственники недвижимости первоочередное внимание должны практическим соображениям — им предстоит решить, по каким маршрутам будут проходить тропы, и какое покрытие будет использовано для их мощения. Не стоит забывать и про эстетическую сторону садовых путей, способных своим видом многое рассказать о владельцах сада и их вкусовых предпочтения. Но при этом одним из главных критериев, который нужно учитывать, проектируя сад, остается безопасность. В соответствии с требованием данного критерия выбирается оптимальная ширина дорожек, проходя по которым пешеходы в саду будут чувствовать уверенность, удобство и комфорт.
Планировка дорожек на участке: рекомендации по выбору ширины
Ширина путей пешеходного сообщения в саду определяется спецификой их использования. Так, ровные тенистые аллеи между насаждениями плодовых деревьев могут быть широкими, дорожки, соединяющие основные узлы фазенды – баню, беседку, дачный домик и зону барбекю – иметь средний размер, а проходы между клумбами и овощными грядками хозяева могут сделать узкими и незаметными.
При условии следования этим простым и понятным советам собственниками будет определена оптимальная ширина садовой дорожки. Корректный выбор этого параметра позволит в дальнейшем избежать хлопот, связанных с дискомфортом и опасностью передвижения по ней.
Однако существуют и более точные рекомендации относительно выбора ширины для дачных троп, учитывая которые собственники участка смогут грамотно и рационально распорядиться имеющейся в их имуществе землей. Согласно им, идеальная дорожка в саду соответствует следующим утверждениям:
— отнимает минимум полезного пространства в саду;
— позволяет владельцам сада беспрепятственно ухаживать за овощными культурами и ягодниками на грядках;
— гарантирует комфорт и безопасность пешеходного сообщения на участке;
— дает возможность по кратчайшему маршруту добраться до хозяйственных построек и узлов сада;
— предоставляет возможность любоваться садом со всех углов.
Рациональный подход к планировке троп
Каждый застройщик стремится рационально распоряжаться имеющимися в наличии ресурсами, поэтому выбирает для дачи варианты троп, сооружение которых предполагает минимальные затраты времени, труда и денежных средств. В ходе согласования проекта участка он также делает ставку на рациональность, стараясь подобрать для сада тропы, которые максимально гармонируют со стилем ландшафтного дизайна.
Так, для романтичных пейзажных садов, которые имеет сложную структуру, лучше всего выбрать неширокие извилистые тропы. Пролегая между рокариями, гладкой поверхностью искусственных водоемов и каменных ручьев такие дорожки будут отлично смотреться. Они подчеркнут пейзаж, но при этом выполнят и свою главную задачу – обеспечат удобное пешеходное сообщение на участке.
Если же территория сада требует максимально функциональных дорожек, которые гарантируют кратчайшее сообщение между основными строениями на участке выбор стоит отдать дорожкам одной ширины. Они могут иметь прямую форму и располагаться параллельно и перпендикулярно друг другу. Можно также использовать при маршрутизации троп лучевые и циркульные схемы.
На подступах к сооружениям – домику, беседке или бане, ширина тропинок может несколько расширяться. Это обеспечит удобство пользования путями на участке.
Ориентировочные значения ширины
В своих действиях частным застройщикам стоит брать пример с профессиональных подрядчиков, которые не один год занимаются благоустройством придомовой территории, а строительство дорожек в саду является их основным профилем деятельности. Специалисты подскажут, что основные тропы на участке, которые ведут от калитки к дачному домику и саду должны быть максимально широкими. Поэтому размечая территорию для их строительства дачникам нужно вооружиться измерительной лентой и оставить между колышками расстояние в диапазоне от 90 до 150 сантиметров. Такая конфигурация тропы обеспечит комфортный проход для двоих человек.
От 60 до 90 сантиметров в ширину сооружают садовые тропы, ведущие к второстепенным постройкам на даче:
— к бане;
— бассейну;
— капитальной теплице;
— парковке;
— искусственному водоему;
— дровнице;
— мангалу;
— беседке и пр.
Самыми узкими оставляют тропы в огороде. Для прохода дачника между клумбами, парниками и овощными грядками будет достаточно пути шириною в 30-50 сантиметров. Сооружение такого пешеходного пути будет отличаться наименьшей затратностью и трудоемкостью. Однако делая выбор в его пользу нужно учитывать тот факт, что некоторые работы на грядках будет сложно проводить. К примеру, по узкой тридцатисантиметровой тропе с трудом проедет садовая тележка, а механизированный мотокультиватор – тем более.
Приведенные в текущем разделе показатели являются ориентировочными. Собственники участка могут корректировать их по своему усмотрению, в процессе руководствуясь следующими соображениями:
— общая площадь участка;
— план расположения построек на нем;
— бюджет строительства;
— стиль садового ландшафта;
— личные предпочтения.
к содержанию ↑Декор дачных дорожек: как выиграть дополнительную ширину
Собственники участка, которые владеют земельным наделом небольшой площади, борются за каждый сантиметр полезного пространства. Поэтому советы о том, как с помощью декора сделать дорожки в саду более практичными и визуально расширить их, пригодятся им в первую очередь.
Начать стоит с выбора правильных растений для высадки вдоль тропы. Пышные цветы, объемные кусты и раскидистые хвойники «отберут» у владельцев и без того минимальное полезное пространство. Ввиду этого перечисленные растения разумнее заменить растительностью с небольшой вегетативной массой. Обрамить дорожки с обеих сторон можно аккуратными бархатцами, стелющимися розами, почвопокровниками и низкорослыми можжевельниками.
При желании территорию вдоль тропы можно превратить в зеленый газон, просто купив в садовом центре семена и высадив их в субстрат. Обустроить газон можно с обеих сторон от тропы или же с одного бока, выиграв таким образом максимум полезного пространства для грядок с овощами в огороде и плодовых плантаций в саду.
Имеются рекомендации и относительно выбора формата освещения для троп. Осветительные приборы должны иметь компактные габариты, но при этом не проигрывать аналогам по показателям функциональности. Неплохой вариант – светодиоды, лента «дюралайт» или небольшие садовые фонари на солнечных аккумуляторах. Эти осветители займут минимум места, однако сделают тропу освещенной и безопасной, а территории сада придадут атмосферу волшебства и ухоженности.
к содержанию ↑Как визуально изменить вид участка, экспериментируя с шириной троп?
Владельцы участка, варьируя ширину и изменяя маршрут следования тропы, могут добиться желаемых визуальных эффектов и сделать территорию сада более привлекательной.
Для того чтобы зрительно расширить границы своего земельного надела, им нужно прокладывать широкие тропы с небольшим смещением в сторону. Увеличить достигнутый эффект дачникам поможет высадка по обе стороны тропы низкорослых кустарников, шаровидных туй или пышных хризантем.
Если требуется достижение обратного эффекта – визуального сужения участка, то требования к тропе иные. Она должна быть обрамлена с одной или двух сторон высокими деревьями или скульптурами садово-паркового искусства. Расположение тропы может быть позаимствовано из примера, рассмотренного в предыдущем абзаце.
С помощью грамотной маршрутизации троп можно визуально придать участку большую длину. Для этого застройщикам рекомендуется сооружать прямые тропы и обрамлять их с обеих сторон растениями, расположенными симметрично.
Перед тем как распланировать дорожки на участке и определить ширину их мощения, собственники фазенды должны понять, что от их дальнейших действий зависит не только внешний вид сада, а и его функциональность, практичность и безопасность. Поэтому маршруты пролегания и параметры каждой тропы перед началом активных работ на местности должны быть нанесены на план участка и согласованы. Лишь после этого индивидуальные застройщики могут приступать к работе и заниматься разметкой территории сада и укладкой покрытия на сооружаемые своими руками тропы.
housedb.ru
Оптимальная ширина садовой дорожки !
УДОБНЫЕ И ПРАКТИЧНЫЕ САДОВЫЕ ДОРОЖКИ
На этапе эскизного проектирования садовых дорожек необходимо провести прорисовку линий движения и трассирование. Необходимо при этом учесть рельеф территории, тип грунта, архитектурные особенности строений, время года. Не лишним будет, если предусмотреть вариант кольцевой дорожки – своеобразный ознакомительно-прогулочный маршрут.
Учитывая особенности рельефа местности, можно спланировать дорожки в более выгодном представлении, например, прямая садовая дорожка на прямой местности визуально укорачивает расстояние между связываемыми объектами, даже при больших площадях. В этом случае более длинная, но извилистая дорожка придаст участку объём и глубину перспективы. Кроме того следует учитывать препятствия на предполагаемом пути, такие как деревья, особенно молодые. Мало удовольствия в том, чтобы ходить по дорожке согнувшись или отмахиваться руками, избегая веток деревьев.
Вам повезло, если грунт на благоустраиваемой территории песчаный. Ситуация несколько осложнится при глинистом тяжёлом грунте или, что ещё хуже, торфяном. Грунт имеет свойство движения в зависимости от сезона года, количества выпавших осадков, нагрузки строений и движения по нему.
Архитектурные особенности построек на территории обычно рекомендуется учитывать только с эстетической точки зрения – красота в гармонии. Для законченности общей композиции стиля дачного участка или загородного дома, необходимо чтобы и садовые дорожки соответствовали этому стилю. Самое благоприятное время года для мощения садовых дорожек – это период с мая месяца по сентябрь.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РАЗМЕРЫ ДОРОЖЕК В САДУ
Рекомендуемая ширина садовой дорожки, по которой не предусматривается возить тачку или ходить толпой – 50 см (не менее!). Для дорожки, которая будет использована в хозяйственных нуждах, рекомендуется ширина не менее 70 см, необходимых для прохода стандартной хозяйственной или строительной тачкой.
Для избегания стоячих луж после обильных дождей или заноса земли с газона, садовые дорожки необходимо приподнимать над грунтом территории на несколько сантиметров. Для обеспечения стока воды поперечный профиль дорожки должен быть выпуклым, для этого производят поперечный уклон от центра дорожки к её боковым сторонам под углом в 20 – 30 (2–3 см). Продольный уклон должен быть не менее 20 (2 см) на каждый погонный метр. При повышенной влажности или заболоченности территории рекомендуется обустроить водоотводные коммуникации с продольным уклоном в сторону кювета или газона. Можно провести поперечные, слегка углублённые (10–15 мм) желобки для отвода воды шириной 20 – 30 мм в стороны газонов.
РАЗМЕТКА ДОРОЖЕК НА ТЕРРИТОРИИ
Разметку принято начинать в направлении от главного входа к дому, а после – ко всем объектам по всей территории. Намётка траектории производится вбитыми в грунт колышками с расстоянием между ними в 2 – 3 м, на поворотах и изгибах колышки вбиваются чаще, чтобы не нарушить плавность линий будущей дорожки. По колышкам протягивают шнур. Теперь понадобится рейка, с зафиксированным на ней показателем желаемой ширины дорожки. Далее прикладывают шаблонную рейку перпендикулярно к колышку на одной стороне. В соответствии с отметкой на рейке, колышек вбивают в грунт на другой стороне. Натягивают нитку поверх колышков второй стороны – основная садовая дорожка намечена. Теперь можно таким же образом провести разметку второстепенных дорожек в саду своими руками. Такой же подход разметки используют и при необходимости в сооружении новой дополнительной дорожки.
ОБРАБОТКА ГРУНТА ПОД САДОВУЮ ДОРОЖКУ
По размеченной траектории необходимо снять дёрн, убрать камни, корни деревьев. Затем нужно вырыть траншею (глубина: 0,10–0,15м) в соответствии с разметкой, тщательно утрамбовать грунт. После утрамбовки в траншею засыпается песок, щебень, смесь щебня и песка, гравий – в зависимости от грунта, теперь траншею необходимо залить водой, затем снова утрамбовать. После этой утрамбовки можно прокладывать основной слой, который обычно состоит из кирпича, булыжника, бетонных плит.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ МОЩЕНИЯ
Применяются для устройства дорожек любые материалы, у рачительных хозяев в ход идёт даже просеянный и отсортированный строительный мусор или такой материал, как песок, кирпич (половник – бой пережжённого кирпича), щебень, шлак, известняковые, каменные, гранитные высевки, бетонные плиты (наиболее крепкий материал), пустые стеклянные бутылки, лом плитки. А вот асфальтное покрытие не рекомендуется по экологическим и гигиеническим соображениям, кроме того технология его укладки сложнее.
- Основное правило для укладки любого материала – смачивание траншеи и самого материала перед укладкой.
- Для того чтобы края дорожки были ровными, в траншею по обеим сторонам можно уложить ограничитель (доски, полоски железа или пластика), а после схватывания раствора убрать их.
- Не основные криволинейные садовые дорожки можно уложить монолитным бетоном с применением опалубков по контуру будущей дорожки. Слой щебня – 8–12 см, бетонный слой – 6–8 см.
- На свежий бетон, после частичного испарения влаги, можно нанести произвольный рисунок (имитация плитки или камня, а также в виде оригинального отпечатка какого-нибудь интересного предмета).
- При желании оставить бетонную поверхность ровной, не стоит её сильно выглаживать, иначе она будет скользкой во время дождя. Это правило применимо и к тротуарной плитке, мраморным осколкам или плитам, бутылочному покрытию.
КОМБИНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОКЛАДКЕ САДОВЫХ ДОРОЖЕК
Комбинированные покрытия садовых дорожек придают интересный вид всему участку. Комбинаторность (образование различных сочетаний из множества элементов) могут обеспечить сочетания материалов. Цветная плитка будет красиво смотреться в сочетании с гравием или мелкой осколочной мозаикой из стекла (от разбитых стеклянных бутылок) или лома плитки. А плитняк неплохо смотрится в сочетании с мозаичной или осколочной керамической плиткой. Нельзя забывать и о декорировании самих садовых дорожек, по их боковым сторонам можно высадить декоративные растения, составить интересные цветочные композиции в виде живого бордюра, изгороди. Можно осветить дорожки при помощи фонарей, применить неординарность решений в освещении.
Немалая роль в комбинирование отведена и цветовому решению исходных материалов, они должны по цвету, форме и фактуре гармонично сочетаться между собой и с другими постройками, а также с имеющимися декоративными элементами – клумбами из камня, газонами, водными объектами, выдерживая общий стиль.
Правильно спланированная сеть пешеходных дорожек на садовом участке – важная часть работы по созданию красивого и удобного сада. По ним мы прогуливаемся, наслаждаясь красотами сада, по ним везем тачку или идем с ведром и лопатой наперевес. Дорожки бывают главные, прогулочные и второстепенные, рабочие. В зависимости от назначения строить их мы будем из разных материалов. Размеры сада диктуют их ширину: дорожки основного маршрута от 0,8 до 1,5 м, вспомогательные – от 0,4 до 0,8 м, оптимальная ширина – 0,6 м.
Рисунок дорожек может быть построен на геометрических или свободных пейзажных линиях, также допустима разумная игра контраста форм строгой геометрии и плавных линий, например, сочетание прямых и живописных линий, диагоналей, окружностей и т.д.
Дорожки и тропинки делят участок на различные зоны и одновременно объединяют сад в единое пространство. Достигается это не только общим рисунком дорожек, но и использованием тщательно подобранных материалов для мощения. Существует несколько правил подбора и использования декоративных материалов, которые применимы не только для создания сети дорожек в саду, но и для любой другой работы по дизайну окружающей нас среды.
Правило 1. В мощении дорожек, которые прилегают к дому, должен участвовать материал, использованный в отделке самого дома, будь то фасад, цоколь или крыльцо. То есть один и тот же материал должен переходить с вертикальной плоскости стены дома в плоскость сада и распространяться по нему, что значительно усиливает ощущение общего пространства всей усадьбы. В мощении придомовой территории этот материал не должен доминировать, иначе дом и сад будут зрительно сливаться. Обычно он занимает около трети площади мощения.
Разберем довольно часто встречающийся вариант. Дом построен из красного кирпича, имеет белые оконные переплеты, бетонную отмостку и крыльцо. Будет уместно парадную зону украсить мощением из тротуарной бетонной плитки, соединив ее с узором из клинкерного кирпича. Светло-серый цвет бетона приглушает яркость красного кирпича, делает его более спокойным и приятным для восприятия, гармонирует с белым цветом оконных переплетов, которые, по сути, тоже работают на сглаживание цвета стен. Клинкерный кирпич в этом случае мы выбираем потому, что он по прочности приближается к природному камню, в то время как обычный кирпич в мощении непрочен, довольно быстро начинает крошиться, особенно если положен плашмя, а не поставлен на ребро. А вот сочетаний и узоров клинкера и бетонной плитки может быть великое множество, только постарайтесь клинкер и бетонную плитку подобрать более или менее одинакового размера. В этом случае мощение из смешанных материалов будет прочнее.
Правило2. Чем дальше от дома, тем меньше в рисунке дорожки используются элементы отделки дома. Допустим, дорожка около дома или вокруг него будет выкладываться из бетонной тротуарной плитки с включением клинкера или отделкой бортовой линии из него. Затем мы перейдем на мощение только из бетонных плит, возможно, другого размера или оттенка с редкими инкрустациями клинкера, а впоследствии, по мере продвижения в лесную зону, мы окончательно выведем клинкер из мощения, уменьшим долю бетонных плит и введем гравийную засыпку. На некоторых участках отдаленной от дома дорожки можно сделать гравийную засыпку с включением в нее отдельных, отличных по тону бетонных плит. По мере продвижения в глубь лесного массива бетон может совсем исчезнуть из дорожного покрытия.
Однако те материалы, которыми мы выкладываем дорожки около дома, будут вновь возникать, когда на лесной тропе нам повстречается скамья на небольшой площадке для отдыха или фонтанчик с прохладной водой. Такую площадку мы можем замостить бетонной тротуарной плиткой с клинкерным узором, напоминающим мощение придомовой территории, но более простым. А можем просто по всей площадке сделать гравийную засыпку и окантовать ее одним или двумя рядами клинкера. Здесь возможно и обратное решение: если кирпичные стены дома и забора остались в отдалении, то в основу мощения можно положить именно кирпич, а бетонные плиточки или гравийную засыпку ввести лишь как небольшое воспоминание о пройденном пути.
Таким образом, комбинирование тщательно подобранных материалов для мощения является действенным приемом, объединяющим всю композицию сада. Причем в каждой зоне сада мощение должно соответствовать назначению и стилистике самой зоны, будь то лесная беседка или хозяйственная площадка.
Второстепенные или хозяйственные дорожки в саду могут быть выполнены из тротуарной бетонной плитки размером 30х30 см, положенной в два ряда, или их двух типов плитки, например, в первом ряду дорожки выкладываются две плитки размером 25х25 см, а во втором ряду только одна плитка размером 25х50 см, и эти ряды чередуются. Если требуется уменьшить ширину второстепенной дорожки, то плитки 25х25 см в первом ряду выкладываются рядом, как и в предыдущем варианте, а в следующем ряду кладется такая же плитка, но посередине и т.д., то есть плитки кладутся по принципу кирпичной кладки, когда один верхний кирпич лежит на двух нижних. Два последних варианта укладки плитки не имеют крестообразных швов.
На таком способе мощения стоит остановиться поподробнее. Большинство участков в Московской области расположено на обводненных средних и тяжелых суглинках. Почва постоянно насыщена водой, которая не уходит. При наступлении морозов вода в почве замерзает и, как известно, расширяется. Соответственно расширяется и грунт. Такие грунты называются пучинистыми, они доставляют массу неприятностей и строителям, и ландшафтным дизайнерам, и владельцам участков. Понятно, что такие грунты могут поднять плитки, уложенные в дорожке, и легче всего приподнимаются именно плитки, имеющие крестообразные соединения, а дорожки с другими типами швов деформируются в меньшей степени.
Существует достаточное количество разработанных типов раскладки плиток прямоугольной формы. Наиболее декоративна так называемая римская кладка, в которой используются плитки нескольких размеров, они раскладываются в свободном рисунке, но без крестообразных швов. В Западной Европе такой тип кладки исключительно популярен и выполняется из прямоугольных и квадратных каменных плит.
Второстепенные дорожки можно выложить в технике пошаговой тропинки, когда плиты кладут с разрывами, соответствующими длине шага. Разрывы между плитами заполняют дерном или сыпучими декоративными материалами. По такой дорожке удобно ходить, по ней можно провозить тачку, газон при этом не страдает.
Правило 3. В оформлении дорожек и площадок в саду можно использовать не более трех различных, но сочетающихся материалов и не более двух-трех их оттенков. При этом способы компоновки этих материалов могут быть самыми разнообразными. Действительно, монотонность и однообразие мощения необходимо нарушать вкраплением плиток, отличных по тону, фактуре, или вводить зеленые островки из неприхотливых почвопокровных растений, устойчивых к вытаптыванию, которые отлично смотрятся на мощении.
Из этих правил становится понятно, что материалы для декоративного и функционального оформления участка нельзя выбирать случайно.
Еще один стандартный вариант, требующий подбора совершенно других материалов, — деревянный дом, причем это может быть и старый деревенский дом, и домик на садовом участке, и современный коттедж из клееного или оцилиндрованного бруса. В этом случае одним из материалов декорирования участка будет дерево. Это всевозможные настилы, мостки, щиты различных размеров, садовый паркет, пошаговые тропинки из спилов разнообразного сечения и диаметра, тонированный брус и просто старые железнодорожные шпалы, утопленные в газон или гравийную засыпку и, наконец, декоративные засыпки из древесной коры и щепы.
Дерево как материал для создания дорожек еще нечасто используется в нашем садовом дизайне. Обычно предпочтение отдается природному камню. Однако именно древесина является основным строительным материалом, не такой уж однозначный лидер садового благоустройства. Выход горных пород в природе Подмосковья нет, поэтому чрезмерное использование камня в украшении садов воспринимается не совсем естественно.
Тонированная древесина красива, прочна, экологична, приятна на ощупь, быстро набирает солнечное тепло, гасит звуки шагов и заставляет пешехода смотреть себе под ноги и любоваться простотой и естественностью материала, знакомого нам с детства. Все мы помним серебристо-серый от непогоды штакетник бабушкиного забора, но он разве что всколыхнет давно забытые воспоминания о невысоких однотипных дачах с резными наличниками, крашеными ставнями и восьмигранным чердачным окошком в старых дачных поселках, оставшихся в уже ушедшей эпохе… А в иных странах прогрессивные дизайнеры искусственно старят, выбеливают древесину, придавая ей именно тот, неповторимый серебристо-серый оттенок, используя сложные по составу тонировки, или специально выставляют в сады садовую мебель без всяких защитных покрытий и ждут несколько лет, когда же она приобретет именно тот самый оттенок…
Длительное использование деревянных настилов и мостков под открытым небом возможно при соблюдении ряда правил. Во-первых, можно приобрести продукцию западных фирм, которые выпускают древесные материалы с ребристой нескользкой поверхностью, из которой делают настилы, патио, мостки и квадратные щиты, размещаемые в пошаговом порядке. Они исключительно долговечны, так как в заводских условиях в эту древесину загоняют антисептики под большим давлением. Однако такая древесина очень дорога. Из доступных пород можно назвать лиственницу. Она долговечна, но недешева. Дуб для таких целей не всем подходит, так как стоит тоже дорого, а служит не дольше сосны. Большинство потребителей покупают сосну. При правильной обработке древесины и профилактическом уходе такие настилы выдерживают 8-10 лет без серьезного ремонта. Для настилов обычно используют доски толщиной 15-30 мм и шириной 200-250 мм. Всю поверхность древесины обрабатывают антисептиком, а те части, которые будут соприкасаться с грунтом, покрывают битумом. Древесные настилы и мостки необходимо содержать в режиме постоянного проветривания, т.е. приподнять над землей, поставив на ножки. Ножками служит брус сечением 40х80 мм. Разумеется, ножки обрабатывают битумом. Обычно деревянные мостки – это две доски, соединенные поперечными рейками и поставленные на ножки. Между досками оставляют зазор в 20-25 мм, что способствует дополнительному проветриванию. Поверхность досок должна быть хорошо обработана, соединяются части мостков с помощью оцинкованных болтов с утапливаемыми головками. По такому настилу можно ходить босиком, не боясь пораниться. Он быстро сохнет и нагревается под солнцем, дает приятное тепло ногам. Садовые элементы из древесины требуют ежегодной обработки антисептическими средствами, если есть возможность, желательно убирать их на зиму в закрытое помещение. Располагают такие мостки на гравийной засыпке. Их часто перекидывают через сухой ручей, ведут от одного деревянного настила к другому, они широко используются в натуральных или естественных садах. Деревянные щиты и мостки часто ведут к водоемам и даже выходят на опорах на гладь пруда.
Те же правила относятся и к сооружению дорожки из древесных торцов. Обычно брусья нарезают длиной 15-20 см, пропитывают антисептиком, ту часть, которая будет находиться в земле, обрабатывают битумом и устанавливают в дорожное ложе на слой утрамбованного песка. Зазоры между отрезками заполняют песком и уплотняют его. В крупные зазоры можно забить отрезки меньшего диаметра, предварительно заострив нижний конец. Можно задекорировать зазоры древесной корой или щепой.
При работе с обрезками древесины можно использовать такой прием: в определенном заранее месте заглубляют не короткие обрезки, а элементы длиной 0,5 м – такие выступающие обработанные поленья могут служить сиденьями или опорой для скамьи на прогулочном лесном маршруте. Если же заглубить группу поленьев высотой 1,0-1,5 м, то можно получить декоративную стенку или садовую скульптуру, органично вписанную в плоскость дорожки и как бы «вырастающую» из нее.
Несмотря на то, что декоративные древесные материалы довольно разнообразны, использовать только их при оформлении участка с деревянными постройками не совсем правильно, особенно если участок достаточно велик. Древесные материалы хорошо сочетаются с природным камнем, с гравийными засыпками теплых тонов, с искусственным тонированным бетоном и керамогранитными плитками.
Нина Томилина,
ландшафтный архитектор
(По материалам журнала «Вестник цветовода», № 3, 2005 г.)
Думая о том, как расположить дорожки на участке в загородном доме собственники недвижимости первоочередное внимание должны практическим соображениям — им предстоит решить, по каким маршрутам будут проходить тропы, и какое покрытие будет использовано для их мощения. Не стоит забывать и про эстетическую сторону садовых путей, способных своим видом многое рассказать о владельцах сада и их вкусовых предпочтения. Но при этом одним из главных критериев, который нужно учитывать, проектируя сад, остается безопасность. В соответствии с требованием данного критерия выбирается оптимальная ширина дорожек, проходя по которым пешеходы в саду будут чувствовать уверенность, удобство и комфорт.
Планировка дорожек на участке: рекомендации по выбору ширины
Ширина путей пешеходного сообщения в саду определяется спецификой их использования. Так, ровные тенистые аллеи между насаждениями плодовых деревьев могут быть широкими, дорожки, соединяющие основные узлы фазенды – баню, беседку, дачный домик и зону барбекю – иметь средний размер, а проходы между клумбами и овощными грядками хозяева могут сделать узкими и незаметными.
При условии следования этим простым и понятным советам собственниками будет определена оптимальная ширина садовой дорожки. Корректный выбор этого параметра позволит в дальнейшем избежать хлопот, связанных с дискомфортом и опасностью передвижения по ней.
Однако существуют и более точные рекомендации относительно выбора ширины для дачных троп, учитывая которые собственники участка смогут грамотно и рационально распорядиться имеющейся в их имуществе землей. Согласно им, идеальная дорожка в саду соответствует следующим утверждениям:
— отнимает минимум полезного пространства в саду;
— позволяет владельцам сада беспрепятственно ухаживать за овощными культурами и ягодниками на грядках;
— гарантирует комфорт и безопасность пешеходного сообщения на участке;
— дает возможность по кратчайшему маршруту добраться до хозяйственных построек и узлов сада;
— предоставляет возможность любоваться садом со всех углов.
Рациональный подход к планировке троп
Каждый застройщик стремится рационально распоряжаться имеющимися в наличии ресурсами, поэтому выбирает для дачи варианты троп, сооружение которых предполагает минимальные затраты времени, труда и денежных средств. В ходе согласования проекта участка он также делает ставку на рациональность, стараясь подобрать для сада тропы, которые максимально гармонируют со стилем ландшафтного дизайна.
Так, для романтичных пейзажных садов, которые имеет сложную структуру, лучше всего выбрать неширокие извилистые тропы. Пролегая между рокариями, гладкой поверхностью искусственных водоемов и каменных ручьев такие дорожки будут отлично смотреться. Они подчеркнут пейзаж, но при этом выполнят и свою главную задачу – обеспечат удобное пешеходное сообщение на участке.
Если же территория сада требует максимально функциональных дорожек, которые гарантируют кратчайшее сообщение между основными строениями на участке выбор стоит отдать дорожкам одной ширины. Они могут иметь прямую форму и располагаться параллельно и перпендикулярно друг другу. Можно также использовать при маршрутизации троп лучевые и циркульные схемы.
На подступах к сооружениям – домику, беседке или бане, ширина тропинок может несколько расширяться. Это обеспечит удобство пользования путями на участке.
Ориентировочные значения ширины
В своих действиях частным застройщикам стоит брать пример с профессиональных подрядчиков, которые не один год занимаются благоустройством придомовой территории, а строительство дорожек в саду является их основным профилем деятельности. Специалисты подскажут, что основные тропы на участке, которые ведут от калитки к дачному домику и саду должны быть максимально широкими. Поэтому размечая территорию для их строительства дачникам нужно вооружиться измерительной лентой и оставить между колышками расстояние в диапазоне от 90 до 150 сантиметров. Такая конфигурация тропы обеспечит комфортный проход для двоих человек.
От 60 до 90 сантиметров в ширину сооружают садовые тропы, ведущие к второстепенным постройкам на даче:
Самыми узкими оставляют тропы в огороде. Для прохода дачника между клумбами, парниками и овощными грядками будет достаточно пути шириною в 30-50 сантиметров. Сооружение такого пешеходного пути будет отличаться наименьшей затратностью и трудоемкостью. Однако делая выбор в его пользу нужно учитывать тот факт, что некоторые работы на грядках будет сложно проводить. К примеру, по узкой тридцатисантиметровой тропе с трудом проедет садовая тележка, а механизированный мотокультиватор – тем более.
Приведенные в текущем разделе показатели являются ориентировочными. Собственники участка могут корректировать их по своему усмотрению, в процессе руководствуясь следующими соображениями:
— общая площадь участка;
— план расположения построек на нем;
— стиль садового ландшафта;
Декор дачных дорожек: как выиграть дополнительную ширину
Собственники участка, которые владеют земельным наделом небольшой площади, борются за каждый сантиметр полезного пространства. Поэтому советы о том, как с помощью декора сделать дорожки в саду более практичными и визуально расширить их, пригодятся им в первую очередь.
Начать стоит с выбора правильных растений для высадки вдоль тропы. Пышные цветы, объемные кусты и раскидистые хвойники «отберут» у владельцев и без того минимальное полезное пространство. Ввиду этого перечисленные растения разумнее заменить растительностью с небольшой вегетативной массой. Обрамить дорожки с обеих сторон можно аккуратными бархатцами, стелющимися розами, почвопокровниками и низкорослыми можжевельниками.
При желании территорию вдоль тропы можно превратить в зеленый газон, просто купив в садовом центре семена и высадив их в субстрат. Обустроить газон можно с обеих сторон от тропы или же с одного бока, выиграв таким образом максимум полезного пространства для грядок с овощами в огороде и плодовых плантаций в саду.
Имеются рекомендации и относительно выбора формата освещения для троп. Осветительные приборы должны иметь компактные габариты, но при этом не проигрывать аналогам по показателям функциональности. Неплохой вариант – светодиоды, лента «дюралайт» или небольшие садовые фонари на солнечных аккумуляторах. Эти осветители займут минимум места, однако сделают тропу освещенной и безопасной, а территории сада придадут атмосферу волшебства и ухоженности.
Как визуально изменить вид участка, экспериментируя с шириной троп?
Владельцы участка, варьируя ширину и изменяя маршрут следования тропы, могут добиться желаемых визуальных эффектов и сделать территорию сада более привлекательной.
Для того чтобы зрительно расширить границы своего земельного надела, им нужно прокладывать широкие тропы с небольшим смещением в сторону. Увеличить достигнутый эффект дачникам поможет высадка по обе стороны тропы низкорослых кустарников, шаровидных туй или пышных хризантем.
Если требуется достижение обратного эффекта – визуального сужения участка, то требования к тропе иные. Она должна быть обрамлена с одной или двух сторон высокими деревьями или скульптурами садово-паркового искусства. Расположение тропы может быть позаимствовано из примера, рассмотренного в предыдущем абзаце.
С помощью грамотной маршрутизации троп можно визуально придать участку большую длину. Для этого застройщикам рекомендуется сооружать прямые тропы и обрамлять их с обеих сторон растениями, расположенными симметрично.
Перед тем как распланировать дорожки на участке и определить ширину их мощения, собственники фазенды должны понять, что от их дальнейших действий зависит не только внешний вид сада, а и его функциональность, практичность и безопасность. Поэтому маршруты пролегания и параметры каждой тропы перед началом активных работ на местности должны быть нанесены на план участка и согласованы. Лишь после этого индивидуальные застройщики могут приступать к работе и заниматься разметкой территории сада и укладкой покрытия на сооружаемые своими руками тропы.
kak-peresadit.ru
Садовые дорожки своими руками из плитки и пластика
Как сделать садовые дорожки своими руками
Каждый человек, у которого есть свой загородный домик хочет, чтобы он был ухожен и эстетичен. Интернет пестрит различными статьями по поводу обустройства участка, но неизвестно как это все сделать своими руками. Вызов дизайнера на дом стоит очень дорого, не всем по карману. Хочется сделать все самому.
Оригинальные тропинки сделают ваш сад намного красивее.
Элегантно петляющие вокруг деревьев, они добавят еще ухоженности и завершенности. Правильно расположив дорожки, можно не переживать за счет времени, ведь его уйдет мало, как и сил на перемещение ландшафта. Даже если у вас маленький дворик – тропы необходимы для безопасности и комфорта.
Пошаговая инструкция создания дорожек
- Для начала выбираем место и делаем разметку для будущей садовой дорожки. В землю забиваем колышки на всех изгибах тропы, а затем натягиваем шнур по периметру. Шнур подтягиваем по уровню высоты дорожки над поверхностью земли. Лучше использовать для этого водяной уровень, поможет вам более точно определить размеры.
- Если грунт на вашем участке мягкий, то необходимо копать траншею. Глубина ее составляет 10-12 см. Засыпаем песком до половины, заливаем водой и утрамбовываем.
- Если грунт прочен, траншею копать нет необходимости, но сделать песчаную подсыпку нужно и также сделать трамбовку.
- Далее, этап подготовки раствора. Смешиваем все компоненты: цемент, песок и щебень. Если вы планируете использовать красящие добавки в создании, то их добавляем в общую смесь. Не забывайте, что избыток воды может негативно повлиять на прочность бетона. Применить пластификатор будет правильным решением, это облегчит процесс. В раствор также можно включить фиброволокно, которое предотвращает появление трещин.
- Если используете трафарет, то прикрепите к нему ручки, воспользовавшись специальными отверстиями. Для тех, кто изготавливает садовые дорожки за небольшие деньги, то форму лучше будет смазать автомобильной отработкой. Как только почва, на которой вы утрамбовали заготовку подсохла, полейте ее водой.
- Потом ориентируемся по натянутому шнуру и контролируя уровень, устанавливаем форму для заливки смеси, аккуратно вдавливая в песок. Заполняем трафарет подготовленным раствором, чтобы не было пустот по углам формы. Уплотняем бетон трамбовкой и выравниваем поверхность шпателем.
- Проходит где-то 30-50 минут и бетон схватывается, трафарет вытаскиваем и вставляем его дальше по линии тропинки. Если у вас есть домашние животные, то они могут повредить верхний слой еще не застывшего цемента. Чтобы этого избежать, тропу накрывают полиэтиленовой пленкой и ждут как минимум 3-4 дня. Ходить по изготовленной тропе можно не раньше 20 суток.
- Последним этапом строительства является покраска и засыпка межплиточного пространства. Нанести краску на изделие можно несколькими способами. Первый – это добавить краситель в бетон в самом конце создания. Второй – присыпание мокрой поверхности сухими красителями, причем каждый раз после снятия формы.
Очень необычно выглядят садовые тропинки, которые были окрашены с помощью красителя, который растворяли в грунте глубокого проникновения. Такой способ позволяет добиться эффекта натуральности камня. Садовая дорожка, выполненная из бетона, может стать оригинальной и красивой, как мы часто видим фотографии пользователей в интернет-пространстве.
Устройство садовых дорожек своими руками
Садовая дорожка — один из важных декоративных элементов ландшафтного дизайна. Искусство создания таких тропинок пришло к нам из глубины веков, когда люди подчеркивали изысканность и все великолепие своих домов, дворцов. Тщательно продуманный план по поводу устройства садовой дорожки – это залог на успех.
При планировании необходимо придерживаться следующих правил: конструкция дорожек должна полностью соответствовать рельефу участка, они должны соединять остальные элементы ландшафта, с тропинок должен открываться вид на декор сада, система троп должна быть замкнутой, избегайте развилок дороги, ширина должно соответствовать назначению, ширина не уже 0,7м. Дорожки делят дачный участок на разные зоны и в целом все равно объединяют его в единое целое. А достигнуть этого можно лишь путем правильного расположения тропинок, но и еще благодаря использованию специального материала.
Способы устройства садовых дорожек
Классификация подразумевает следующее. Садовые тропы появляются естественным образом, при частом хождении людей туда и обратно. Такие тропинки очень часто соединяют между собой наиболее важные участки сада. Несмотря на свою незначительные затраты, вариант создания этих дорожек весьма неблагополучен и у него есть свои недостатки. К ним относится: грязь после обильных дождей, частое зарастание травой.
Садовая тропа удобна лишь в сухих местах, такие как возвышенности и песчаники.
Она представлена, с помощью различного сыпучего материала: гальки, щебня, мраморной крошки. Подготовка к созданию гравийной дорожки не отличается от садовой тропы. Основное и главное отличие – засыпают траншею галькой. Твердые заливные дорожки – это тропинки с твердым покрытием, которое может выдержать очень большие нагрузки. Их сооружают сверху бетонной подушки, путем декорирования различных элементов. А чтобы такие дорожки еще лучше смотрелись в саду, то применяют различные разноцветные материалы.
Какого размера делать садовые дорожки
Правильно продуманная и спланированная сеть садовых дорожек – важная часть работы. Дороги бывают главные, для прогулок и рабочие. Размеры загородного участка влияют на их ширину: дорожки основного маршрута от 0,8 до 1,5 м, вспомогательные – от 0,4 до 0,8 м, оптимальная ширина – 0,6 м.
Виды форм для садовых дорожек
Форма из магазина отличается удобством и практичностью, экономичность, разделяющие элементы подобраны так, что продолжать дорожки становится легче. Большое количество профессиональных форм напоминает крупные ячейки, которые соединены вместе. Общий размер составляет 60×60 см или 80×80 см. Форма, изготовленная своими руками, популярна среди дачников из-за малых затрат, но такая конструкции с трудом вынимается из застывшей плитки, использовать ее еще невозможно.
Для изготовления форм применяют такие материалы, как металл, древесина, пластик. Металлические формы более выносливы, прочны. Деревянные быстро приходят в негодность, да и снять его очень тяжело, так как волокно размокло. Пластик является самым лучшим материалом в этом случае. Плюсы в том, что можно сделать множество композиций, не требует обработки, многократно оборачиваем, не видоизменяется, низкая стоимость, легкий в конструкции.
Виды покрытий для садовых дорожек
Материалы для устройства садовых дорожек различные. Итак, посмотрим из чего изготавливают тропинки в садах и на дачах. Натуральный камень – благородный материал. Используют такие камни, как базальт, гранит, мрамор и многие другие. Более доступными для нас являются песчаник и известняк. Все они различаются по цвету. Достоинства натурально камня: красота и экологичность, а также долговечность. Покрытие из резины совершенно новая технология.
Плюсы материала: практичность, сохранность цвета, долговечность и великолепный внешний вид. Такой способ покрытия достаточно не дешевый. Покрытие из плитки, а в особенности из брусчатки очень популярно. Этот материал обладает следующими достоинствами: привлекательностью и эстетичностью, не боится перепадов температур и погодных условий, универсальна.
В заключение хочу сказать, что в этой статье рассказаны основы строительства садовых дорожек и из чего они изготавливаются.
173
Автор публикации
не в сети 2 года
Nika
Комментарии: 0Публикации: 19Регистрация: 24-04-2018
postroitbanju.ru
Правильная садовая дорожка всегда остается чистой
Садовая дорожка — простой элемент ландшафта. Особого внимания она заслуживает чаще всего только а момент принятия решение из чего ее сделать. Но материал — это полдела, не менее важно соблюсти технологию устройства, иначе время и силы будут потрачены впустую. Кроме того следует знать некоторые приемы, благодаря которым выложенная вами дорожка будет всегда сухой, чистой и опрятной.
ГДЕ БУДЕТ ДОРОЖКА?
Начинать говорить о садовой дорожке надо с небольшого разъяснения. Конкретно вашему саду или загородному участку дорожка не нужна, она нужна вам. Поэтому внимательно следует отнестись к тому, чтобы определить правильный маршрут.
Многие видели городские тротуары, рядом с которыми протоптаны тропинки. Одна тропинка сокращает путь до какой-то часто посещаемой точки, другая — огибает мокрое место посреди дорожки и т.д. Это говорит о том что тротуары и садовые дорожки нужно делать там. где они нужны, где вы действительно ходите. Извилистая витиеватая мощеная дорожка, спроектированная по правилам феншуй, со временем рискует превратиться в широкую прямую тропинку, утоптанную по правилам «так удобнее».
Тропинка может привести вас от дома к другим постройкам: гаражу, бане, огороду. Если планируется «прогулочная» садовая дорожка, ее целью может стать скамейка в уютном уголке сада, укромное патио, беседка, пергола, дорожка может провести вас по всему саду и обеспечить выигрышными и неожиданными ландшафтными картинами. Но она обязательно должна быть «зачем-то», а не «просто так».
От цели зависит ширина дорожки (вдруг вам необходимо не просто ходить, а еще и тележку возить), выбор материала для мощения, необходимость освещения и т.п. Поэтому прежде чем бежать в магазин и хвататься за лопату, лучше просто побродить по саду и представить, что именно вы хотите сделать с его пространством.
Лучший способ определиться — наметить границы будущих дорожек и «пожить» с ними хотя бы месяц, походить по ним, поездить — так вы наверняка определите необходимый маршрут, легко откорректируете ширину дорожки, выявите сложные места и точки, где необходимо устроить «развязки», перекрестки.
Временные границы можно определить при помощи камней, уложив их вдоль границ будущих дорожек коротких колышков и контрастного шнура, старых поливочных шлангов и т.п. Эти метки должны быть хорошо заметны, чтобы не создавать вам лишних проблем.
Если вы уже давно пользуетесь участком, то наверняка все нужные маршруты пролегания дорожек у вас протоптаны — именно по таким тропинкам и надо мостить дорожки.
ЧЕМ МОСТИТЬ?
Выбор материалов для мощения дорожек сегодня очень велик — на любой вкус и кошелек Здесь, как во многих других сферах, существует своя мода: одно время было модно заливать бетонные дорожки, их сменила тротуарная плитка, затем — брусчатка, потом — дикий камень. Мода на «экологичность» ввела в список материалов для мощения деревянные щиты, полубревна, древесные спилы, решетчатую тротуарную плитку. Но, если составить рейтинг таких материалов, то в «топе» по популярности окажется самый практичный и доступный из них- бетонная плитка в первую очередь в форме «кирпичика».
Популярность бетонной тротуарной плитке обеспечили низкая стоимость и высокая прочность, а множество различных конфигураций, размеров и расцветок только добавляют плюсов в ее рейтинг.
Самый дорогой материал для мощения — все, что сделано из натурального камня: брусчатка, плиты, колотый камень, речная или морская галька и т.п. Дорого, зато на века. Дорожки, выложенные из гальки еще могут победить в рейтинге по красоте, а работы некоторых умельцев с включением мозаичного рисунка легко можно отнести к произведениям искусства.
Загородный «гламур», которым так любят украшать обложки журналов и страницы интернет сайтов — садовые дорожки и террасы, мощеные клинкером. Множество оттенков, форм, технологичность, непревзойденные физические свойства этого материала ставят его на пьедестал почета среди всех ценителей прекрасного. И он того стоит. Клинкер превосходно смотрится в любом ландшафте, с его прочностью и долговечностью может поспорить только гранит, он легко сочетается с другими материалами.
Самый простой материал для мощения садовых дорожек — деревянные спилы или настилы. За исключением лиственницы, чья древесина практически вечная деревянные дорожки и тротуары быстро приходят в негодность. Даже антисептическая обработка здесь не поможет, потому что быстро вымоется дождями. Как вариант, для таких целей можно использовать термообработанную древесину, измененная структура которой исключает всякое биологическое поражение.
Если имеется большая лужайка с газоном, по которой необходимо проложить дорожку, можно обратить внимание на разноуровневую стрижку. Выстриженный на разных уровнях газон зонирует пространство, определяя место, где нужно ходить, коротким «ежиком» или стрижкой типа «полубокс». Это смотрится очень эффектно, но долго ли продержится такой эффект? Или, поставив вопрос иначе, сможете ли вы регулярно (еженедельно) поддерживать стрижку, своевременно корректировать ее?
Следует учитывать и то. что для дорожки лучше подобрать один сорт газона, мелкий и живучий, который не будет страдать от вытаптывания, а для основной части — газон с высокими декоративными качествами.
В рейтинге «быстро, красиво, но надолго ли?» также должны поучаствовать варианты с засыпкой дорожки гравием, однотонным или цветным, гранитной, мраморной или кирпичной крошкой, песком и т.п. Они быстро засоряются землей, листьями, скошенной травой и начинают прорастать сорняками, доставляя определенные неудобства и нарушая эстетику.
Кроме перечисленных широко используются разные варианты бетонных покрытий: из готовых плит или из самодельных форм.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?
Чтобы садовая дорожка не стала тернистым путем и вела вас в нужном направлении, надо постараться избежать некоторых распространенных ошибок.
Как определить ширину? Дорожка, предназначенная для прогулок не должна быть слишком узкой, ее ширина, как правило, рассчитывается на двоих, то есть около метра. А вот вспомогательная дорожка может быть гораздо уже — главное, чтобы по ней можно было провезти тачку (ширина колеи у тачек обычно 30-60 см).
Чтобы на дорожке или мощеной площадке не скапливалась дождевая вода, не поселялись лягушки и грязь, дорожку мостят всегда с небольшим поперечным уклоном в одну или в две стороны.
Избавиться от сорняков, которые прорастают в швах между плитками помогает хорошая подготовка основания, когда полностью удаляется плодородный слой земли, производится укладка геотекстиля, отсыпка гравием и жидкой пескоцементной смесью. Но даже это не является гарантией того, что попавшие между плитками семена травы не начнут расти. Дальнейшая борьба с такими зарослями заключается в обработке мест их прорастания гербицидами.
Дорожка ни в коем случае не должна быть ниже газона или быть на одном уровне с ним. ее всегда следует делать чуть выше. Разница в уровне защитит дорожку от заиливания, попадания на нее земли, образования грязи во время дождя. С высокой дорожки дождем будет смываться вся пыль, и она останется чистой и сухой. Но слишком большой перепад создаст неудобство при кошении травы газонокосилкой, поэтому достаточно 2-3. максимум 5 см.
По этой же причине не рекомендуется делать бордюр выше уровня дорожки, иначе он начнет задерживать воду и грязь.
Правильная подготовка основания — это важный фактор, от которого будет зависеть долгосрочность эксплуатации. Даже если вы решили сделать дорожку из деревянных спилов, все равно не обойтись без подготовки основания: сначала гравий, поверх него отсыпают щепу или молотую сосновую кору, а уже после укладываются спилы.
В деле «дорожного строительства» хорошая трамбовка — залог успеха, гарантия того, что дорожку не вспучит. При этом эффективнее всего пользоваться виброплитой, которую можно взять на прокат.
Чтобы дорожка выглядела органично, лучше, если материал для ее мощения будет сочетаться с материалами, которые использованы при строительстве дома. Например, кирпичному зданию лучше всего подойдет дорожка из клинкерной или бетонной брусчатки в охровых расцветках.
Не обязательно придерживаться единства материала, больше внимания следует уделить цветовой комбинации. Даже если дом на участке деревянный, камень вполне можно ввести в оформление площадок дорожек подпорных стенок Теплые тона пиленого песчаника хорошо сочетаются с древесиной.
Осторожным следует быть и при комбинировании материалов мощения. Дизайнеры считают, что в мощении дорожек и площадок не должно использоваться больше трех материалов. Чтобы противостоять размыванию фунта вдоль дорожки, здесь нужно высевать в 2-3 раза большую норму семян газонных трав, чем по полю газона. В этом случае газонные травы плотно и быстро разрастутся и будут не только защищать фунт от размывания, но и отсасывать воду во время дождей.
При укладке мелкоштучных материалов по песчаному основанию края дорожки необходимо бетонировать или укреплять бордюром во избежание расползания дорожного полотна.
ТЕХНОЛОГИЯ МОЩЕНИЯ
Итак вы определились с материалом, прочитали об особенностях мощения, следовательно, лопату — в руки и приступаем к земляным работам. Этот этап одинаков для любых материалов. Суть его состоит в том. что необходимо снять верхний плодородный слой земли, так как он не обладает нужной устойчивостью и очень быстро зарастает травой. Слишком усердствовать не стоит — 20 см глубины обычно достаточно. Больше может потребоваться только при укладке древесных спилов, когда высота чурок может быть 15-20 см.
1. Заполните получившееся «корыто» песком, утрамбуйте и разровняйте его. Чтобы песок как следует уплотнился, его желательно тщательно пролить водой из шланга, после чего еще раз утрамбовать. Поливайте хорошо, старайтесь, представьте, что тушите вулкан, вода должна пройти через весь слой песка, чтобы каждая песчинка улеглась на свое место.
2. Следующее действие — ровнялочки: при помощи строительного уровня, граблей или специальной швабры-гладилки разровняйте песчаную поверхность так чтобы на ней был минимальный перепад высоты, позволяющий дождевой воде уходить в какую-то одну сторону и не застаиваться. Для удобства можно из досок трубы или металлопрофиля соорудить маячки, уложить их по обе стороны дорожки, выровнять по уровню и уже между ними правилом довести рельеф до совершенства. Песчаная подушка может идти вровень с землей, а может быть немного выше (но не ниже!).
3. Утрамбуйте этот последний слой, убедитесь, что периметр укреплен землей и основа абсолютно ровная. Передвигаться по насыпанной дорожке лучше, подкладывая широкую доску или сколоченный из досок щит, чтобы не нарушить только что наведенную красоту.
4. После того, как основа подготовлена, приступайте к мощению в соответствии с выбранным материалом.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
884Поддержите проект Энциклопедия домовладельца, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
stroymanual.com
ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание), ГОСТ от 31 августа 2015 года №33150-2014
ГОСТ 33150-2014
МКС 93.080.30
ОКП 52 1000
Дата введения 2016-02-01
с правом досрочного применения
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГБУ «РОСДОРНИИ»), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33150-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2016 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектирование пешеходных и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах общего пользования.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию пешеходных и велосипедных дорожек, их размещению и основным параметрам в целях обеспечения безопасности дорожного движения и повышения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования.
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование тротуаров, а также пешеходных и велосипедных дорожек вне автомобильных дорог общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 32753-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия противоскольжения цветные. Технические требования
ГОСТ 32846-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ 33127-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация
ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 велопарковка: Место для длительной стоянки (более часа) или хранения велосипедов, оборудованное специальными конструкциями.
3.2 велосипед: Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
3.3 велопешеходная дорожка: Велосипедная дорожка, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенная дорожными знаками.
3.4 велосипедист: Лицо, управляющее велосипедом.
3.5 велосипедная дорожка: Отдельная дорога или часть автомобильной дороги, предназначенная для велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.
3.6 велосипедная стоянка: Место для кратковременной стоянки (до одного часа) велосипедов, оборудованное стойками или другими специальными конструкциями для обеспечения сохранности велосипедов.
3.7 маломобильные группы населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).
3.8 пешеход: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
3.9 пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
3.10 плотность пешеходных потоков: Количество людей, приходящихся на единицу площади пешеходного пути.
3.11 полоса для велосипедистов: Велосипедная дорожка, расположенная на проезжей части автомобильной дороги, отделяющая велосипедистов техническими средствами организации дорожного движения (разметкой, дорожными ограждениями и т.д.) от проезжей части и обозначенная дорожным знаком в сочетании с табличкой, расположенными над полосой.
4 Основные положения
4.1 Пешеходные, велосипедные и велопешеходные дорожки должны проектироваться вдоль автомобильных дорог общего пользования.
Размещение пешеходных и велосипедных дорожек в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и согласовывается с местными органами управления.
Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах общего пользования, проходящих через населенные пункты, допускается выполнять с учетом национальных норм государств — участников Соглашения в области градостроительства.
4.2 Устройство пешеходных и велосипедных дорожек должно обеспечивать безопасные условия движения пешеходов и велосипедистов.
Обустройство автомобильной дороги пешеходными и велосипедными дорожками не должно ухудшать условия безопасности дорожного движения, условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
4.3 Для обеспечения безопасности дорожного движения пешеходные и велосипедные дорожки должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками, разметкой, ограждениями и светофорами.
5 Проектирование пешеходных дорожек
5.1 Пешеходные дорожки при проектировании следует размещать за пределами земляного полотна автомобильных дорог и располагать в зависимости от рельефа местности:
— в равнинной местности — за пределами обочин и не ближе 2,7 м от кромки проезжей части;
— в пересеченной местности (при наличии высоких насыпей или глубоких выемок) — на присыпных бермах.
В стесненных условиях и на подходах к искусственным сооружениям допускается размещение пешеходной дорожки на земляном полотне автомобильной дороги на расстоянии от кромки проезжей части не менее 2,0 м с отделением ее от проезжей части разделительной полосой или техническими средствами организации дорожного движения.
5.2 Пешеходные дорожки в зоне объектов дорожного сервиса следует проектировать при плотности пешеходных потоков не менее 0,3 чел./м.
5.3 Число полос движения на пешеходной дорожке следует определять интенсивностью пешеходного движения.
Интенсивность пешеходного движения следует определять числом пешеходов, проходящих через поперечное сечение пешеходного пути в единицу времени.
При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./ч пешеходная дорожка должна иметь одну полосу движения, до 1000 чел./ч — не менее двух полос движения.
При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.
5.4 Ширина одной полосы пешеходной дорожки с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1 м.
В ширину пешеходных дорожек не следует включать площадки для размещения киосков, скамеек, опор освещения и т.п.
5.5 Размер полосы движения и площадок на пешеходных дорожках, на которых могут находиться инвалиды-колясочники и другие маломобильные группы населения, следует назначать с учетом следующих требований:
— ширина полосы для одностороннего движения должна быть не менее 1,2 м; для двухстороннего движения — не менее 2 м;
— для разворота кресел-колясок требуется площадка размером 1,8х1,8 м;
— для остановки инвалидов на креслах-колясках требуется участок шириной 0,9 м и длиной 1,5 м, а взрослых с детской коляской — шириной 0,9 м и длиной 1,8 м;
— для встречного разъезда людей в кресле-коляске, а также в случае наличия пространственно-территориальных возможностей уширение пешеходной дорожки в плане следует выполнять размером не менее: для комфортных условий движения пешеходов — 3,0х1,8 м; для нормальных условий движения пешеходов — 2,0х1,7 м;
— высота прохода должна быть не менее 2,1 м до низа конструкций и не менее 2,3 м до низа ветвей деревьев.
Опасные для маломобильных групп населения участки пешеходных путей следует огораживать.
5.6 Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м.
Пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии — на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.
5.7 Параметры геометрических элементов поперечного профиля, продольного и поперечного уклонов следует назначать с учетом требований ГОСТ 33475. В таблице 1 приведены требования к параметрам пешеходных дорожек.
Таблица 1 — Требования к параметрам пешеходных дорожек
Параметры | Значения |
Ширина полосы движения, м | 0,75-4,5 |
Ширина обочины пешеходной дорожки, проходящей в насыпи, м | 0,5 |
Продольный уклон, ‰ | 60 |
Поперечный уклон, ‰ | 5-25 |
Примечания |
5.8 Для обеспечения безопасности дорожного движения на пешеходных переходах в одном уровне с автомобильной дорогой следует обеспечивать треугольник видимости (таблица 2).
Таблица 2 — Требования по обеспечению треугольника видимости для условий «пешеход-автотранспорт»
Скорость движения, км/ч | 25 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 |
Параметры треугольника видимости, не менее, м | 8х40 | 9х43 | 10х50 | 11х57 | 12х64 | 13х71 | 14х78 | 15х85 |
Максимальное необходимое расстояние боковой видимости следует определять по формуле
, (1)
где — скорость движения пешехода по пересекаемой дороге, км/ч;
— расчетная скорость автомобиля, км/ч;
— расчетное расстояние видимости из условия остановки перед препятствием, м.
5.9 При пересечениях пешеходными дорожками водотоков и оврагов следует принимать проектное решение для исключения выхода пешеходов на проезжую часть автомобильной дороги.
5.10 При пересечении автомобильных дорог с трубопроводами (водопровод, канализация, газопровод, нефтепровод, теплотрассы и т.п.), а также с кабелями линий связи и электропередачи необходимо соблюдать требования нормативных документов на эти коммуникации.
Пересечения различных подземных коммуникаций с автомобильными дорогами рекомендуется предусматривать под прямым углом. Прокладка этих коммуникаций (кроме мест пересечений) под насыпями дорог не допускается.
5.11 Покрытия пешеходных дорожек следует устраивать из каменных или минеральных материалов, обработанных вяжущими. Материал поверхности покрытия и его структура выбирается с коэффициентом сцепления 0,6…0,75, обеспечиваемым при любых погодных условиях.
5.12 Решетки ливневой канализации следует располагать в стороне от их пешеходной части. В пределах ширины пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенных для движения и нахождения на них инвалидов и других маломобильных групп населения, не допускается размещение люков любого назначения.
6 Проектирование велосипедных дорожек
6.1 Велосипедные дорожки располагают на отдельном земляном полотне, у подошвы насыпей и за пределами выемок или на специально устраиваемых бермах.
На подходах к искусственным сооружениям велосипедные дорожки допустимо размещать на обочине с отделением их от проезжей части ограждениями или разделительными полосами.
Однополосные велосипедные дорожки располагают с наветренной стороны от дороги (в расчете на господствующие ветры в летний период), двухполосные — при возможности по обеим сторонам дороги.
6.2 Велосипедные и велопешеходные дорожки следует, как правило, устраивать за пределами проезжей части дорог при соотношениях интенсивностей движения автомобилей и велосипедистов, указанных в таблице 3. Полосы для велосипедистов на проезжей части допускается устраивать на обычных автомобильных дорогах с интенсивностью движения менее 2000 авт./сут (до 150 авт./ч).
Таблица 3
Фактическая интенсивность движения автомобилей (суммарная в двух направлениях), авт./ч | До 400 | 600 | 800 | 1000 | 1200 |
Расчетная интенсивность движения велосипедистов, вел./ч | 70 | 50 | 30 | 20 | 15 |
6.3 Геометрические параметры велосипедных дорожек представлены в таблице 4.
Таблица 4 — Основные геометрические параметры велосипедной дорожки
Нормируемый параметр | Минимальные значения | |
при новом строительстве | в стесненных условиях | |
Расчетная скорость движения, км/ч | 25 | 15 |
Ширина проезжей части для движения, м, не менее: | ||
однополосного одностороннего | 1,0-1,5 | 0,75-1,0 |
двухполосного одностороннего | 1,75-2,5 | 1,50 |
двухполосного со встречным движением | 2,50-3,6 | 2,00 |
Ширина велосипедной и пешеходной дорожки с разделением движения дорожной разметкой, м | 1,5-6,0 | 1,5-3,25 |
Ширина велопешеходной дорожки, м | 1,5-3,0 | 1,5-2,0 |
Ширина полосы для велосипедистов, м | 1,20 | 0,90 |
Ширина обочин велосипедной дорожки, м | 0,5 | 0,5 |
Наименьший радиус кривых в плане, м: | ||
при отсутствии виража | 30-50 | 15 |
при устройстве виража | 20 | 10 |
Наименьший радиус вертикальных кривых, м: | ||
выпуклых | 500 | 400 |
вогнутых | 150 | 100 |
Наибольший продольный уклон, ‰ | ||
в равнинной местности | 40-60 | 50-70 |
в горной местности | — | 100 |
Поперечный уклон проезжей части, ‰ | 15-20 | 20 |
Уклон виража, ‰, при радиусе: | ||
5-10 м | более 30 | 30 |
10-20 м | более 20 | 20 |
20-50 м | более 15 | 15-20 |
50-100 м | 20 | |
Габарит по высоте, м | 2,50 | 2,25 |
Минимальное расстояние до бокового препятствия, м | 0,50 | 0,50 |
Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной — 2,5 м. |
6.4 Велосипедные дорожки следует проектировать как для двустороннего движения (при интенсивности движения до 70 вел./ч), так и для одностороннего (при интенсивности движения более 70 вел./ч).
Наименьшее расстояние от края велосипедной дорожки должно составлять: до кромки проезжей части дорог, деревьев — 0,75 м; до тротуаров — 0,5 м; до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта — 1,5 м.
6.5 Длину велосипедных дорожек на подходах к населенным пунктам следует определять численностью жителей и принимать в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
Численность населения, тыс.чел. | Св. 500 | 500-250 | 250-100 | 100-50 | 50-25 | 25-10 |
Длина велосипедной дорожки, км | 15 | 15-10 | 10-8 | 8-6 | 6-3 | 3-1 |
6.6 Ширина разделительной полосы между проезжей частью автомобильной дороги и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 2,0 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром или установкой барьерного или парапетного ограждения.
6.7 При устройстве пересечения автомобильных дорог и велосипедных дорожек требуется обеспечить безопасное расстояние видимости (таблица 6). При расчетных скоростях автотранспортных средств более 80 км/ч и при интенсивности велосипедного движения не менее 50 вел./ч устройство пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне возможно только при устройстве светофорного регулирования.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах I категории устройство пересечений автомобильных дорог с велосипедными дорожками в виде разрывов на разделительной полосе дорожных ограждений при интенсивности движения более 250 авт./ч не допускается.
Таблица 6 — Безопасное расстояние видимости
Ширина проезжей части, м | Расстояние видимости приближающегося автомобиля, м, при различных скоростях движения автомобилей, км/ч | |||
50 | 60 | 70 | 80 | |
7,0 | 130 | 150 | 180 | 200 |
10,5 | 170 | 200 | 230 | 270 |
14,0 | 210 | 250 | 290 | 330 |
6.8 Велосипедные дорожки в зоне пересечений с автомобильной дорогой должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м.
6.9 Места пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками и разметкой.
При необходимости устройства велосипедного или пешеходного путепровода или тоннеля при пересечении велосипедных и пешеходных дорожек с транспортными развязками необходимо разрабатывать технико-экономические обоснования целесообразности строительства путепровода или тоннеля для них.
6.10 Покрытия велосипедных дорожек следует устраивать из асфальтобетона, цементобетона и каменных материалов, обработанных вяжущими, а при проектировании велопешеходных дорожек для выделения полос движения для велосипедистов — с применением цветных покрытий противоскольжения в соответствии с требованиями ГОСТ 32753.
6.11 При обустройстве дождеприемных решеток, перекрывающих водоотводящие лотки, ребра решеток не должны быть расположены вдоль направления велосипедного движения и должны иметь ширину отверстий между ребрами не более 15 мм.
6.12 Открытые велосипедные стоянки следует сооружать и оборудовать стойками или другими устройствами для кратковременного хранения велосипедов у предприятий общественного питания, мест кратковременного отдыха, магазинов и других общественных центров.
6.13 Велопарковки следует устраивать для длительного хранения велосипедов в зоне объектов дорожного сервиса (гостиницы, мотели и др.).
По степени закрытости велопарковки, как правило, разделяются на: открытые, открытые с навесом, закрытые.
Чтобы обеспечить удобство пользования велопарковками и исключить помехи для пешеходов, следует соблюдать необходимые расстояния между стойками и другими объектами (рисунок 1).
Рисунок 1 — Минимальные необходимые расстояния для создания велопарковки
Рисунок 1 — Минимальные необходимые расстояния для создания велопарковки
УДК 625.7/.8:006.354 | МКС 93.080.30 | ОКП 52 1000 |
|
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015
docs.cntd.ru