Как сделать споттер из старого сварочного аппарата
При выполнении кузовных работ на автомобиле, точнее – при устранении вмятин после ДТП, возникает необходимость демонтажа поврежденного элемента с последующей рихтовкой.
Это длительная и дорогостоящая процедура. К тому же, на автомобилях ранних годов выпуска элементы кузова крепятся не на болты, а приварены к лонжеронам.
Такой ремонт влетит «в копеечку» не только за сложность работ. Он повлечет за собой дополнительные затраты на покраску как восстановленной зоны деформации, так и мест крепления демонтируемой части кузова.
В ряде случаев восстановление вмятин традиционным способом невозможно в принципе, например при повреждении порогов. Приходилось либо менять узел целиком, либо вырезать поврежденный участок и приваривать новый. Это не способствовало удешевлению процесса.
Для снижения стоимости кузовного ремонта, много лет назад была придумана технология «вытягивания» вмятин. К поврежденной части кузова приваривался ремонтный крюк, затем либо лебедкой, либо так называемым обратным молотком вмятина выравнивалась.
Во время сварки портилась дополнительная площадь кузова. Эта проблема характерна лишь при использовании традиционных сварочных аппаратов.
Видео пример переделанного сварочного аппарата в контактную сварку
Споттеры – технология применения и устройство прибора
Существует специализированный аппарат для подобных работ, именуемый – споттером.
Фактически – это обычный автомат для контактной сварки, оснащенный дополнительными приспособлениями и обладающий особыми параметрами.
Функциональные возможности:
- Приваривание крепежных элементов (крюков, шайб, наконечников обратного молотка) для вытягивания вмятин;
- Прогрев обрабатываемой поверхности с последующим охлаждением. Это свойство используется для осадки металла;
- Режим непрерывной сварки с использованием традиционных электродов с добавлением углерода;
- Режим импульсной сварки высоким током, предназначенный для кратковременного мощного прогрева точки «прихвата» крепежного элемента.
Типовые характеристики споттера:
- Мощность трансформатора – до 10 кВт;
- Рабочий ток вторичной обмотки – до 1500 А;
- Напряжение вторичной обмотки – 7-9 вольт;
- Таймер включения импульса – до 0,1 секунды.
Общий принцип действия – моментальный нагрев за счет малого сопротивления материала. Для этого необходим ток – не менее 1300 Ампер.
Нагревание металла до точки плавления должно происходить мгновенно и продолжаться очень короткое время. Это минимизирует повреждения вокруг обрабатываемой области.
Хорошо настроенный аппарат производит «прихватывание» меньше, чем за 0,1 секунды. Раскаляется лишь внешняя поверхность металла, на внутренней стороне даже не повреждается лакокрасочное покрытие.
Этого вполне достаточно, чтобы можно было вытягивать вмятину при помощи обратного молотка или другого приспособления. После манипуляций с металлом, приваренный крюк или наконечник молотка, легко отрывается резким вращательным движением.
Как сделать споттер самостоятельно
Компоненты споттера:
- Трансформатор, аналогичный обычному от точечного сварочного аппарата. Рабочий ток вторичной обмотки 1500 Ампер;
- Блок управления, обеспечивающий регулировку длительности импульса;
- Обратный молоток, оснащенный приспособлением для точечного прихватывания к поверхности металла;
- Приспособление для постепенного вытягивания с комплектов крючьев и шайб для прихватывания к металлу.
Изготовить аппарат можно из компонентов, имеющихся в сарае или гараже любого домашнего мастера. Исключение составляет разве что трансформатор, но и этот элемент при желании можно раздобыть за разумную цену, например – в пунктах приема металлолома.
Еще немного средств надо будет потратить на радиодетали для изготовления блока управления (пускового устройства). Обратный молоток и прочие приспособления для вытягивания поврежденных кузовных элементов изготавливаются по образцу фабричных, желательно из меди или латунных сплавов.
Изготовление рабочего трансформатора и блока управления:
Первичная обмотка рабочего трансформатора Т2 рассчитывается на мощность 10-15 кВт. Если вам удалось раздобыть готовый трансформатор, например от обычного сварочного аппарата – рассчитать силовую вторичную обмотку будет несложно.
Намотайте 10 витков толстого провода и замерьте полученное напряжение при включенном трансформаторе. Разделите эту величину на 10, и получите напряжение, получаемое с одного витка. Количество витков должно обеспечить напряжение 7-9 вольт.
Медная жила для вторичной обмотки должна быть сечением не менее 75 квадратов. Это обеспечит формирование рабочего тока до 1500 ампер без излишнего нагрева и потерь мощности.
Состав силового блока следующий: трансформатор Т1 и диодный мост V1-V4, собранный на диодах Д226Б. Он служит для зарядки управляющего конденсатора С1. Трансформатор подойдет любой, например – от бытовой техники. Напряжение на выходе 12-24 вольта.
Емкость С1 открывает и закрывает тиристор V9, который и является ключом для блока управления. При нажатии на пусковую кнопку S3, тиристор открывается и подает питание через мост V5-V6 на первичную обмотку рабочего трансформатора Т2.
За это время происходит импульсная сварка, которая прекращается по мере разряда конденсатора С1, закрывающего тиристор V9 и прекращающего подачу напряжения на первичную обмотку рабочего трансформатора Т2. Длительность сварочного импульса регулируется переменным резистором R1.
ВАЖНО! Сварочный импульс протекает однократно, и не зависит от продолжительности нажатия на кнопку S3. Для перезапуска системы необходимо отпустить пусковую кнопку S3. После этого емкость С1 вновь зарядится и система будет готова к новому импульсу.
Кабели, которые подают рабочий ток к инструменту споттера, должны иметь сечение не меньше, чем вторичная обмотка рабочего трансформатора. Длину желательно ограничить 2,5 метрами (опять же, для уменьшения потерь мощности).
Изготовленный своими руками точечный сварочный аппарат безопасен и надежен. Кабель питания 220 вольт и блок управления должен быть надежно закрыт в корпусе. Если корпус металлический – заземление обязательно.
ВАЖНО! Споттер потребляет 10-15 кВт мощности. Поэтому ваша электропроводка должна соответствовать нагрузке.
Еще одно видео изготовления точечной сварки из старого сварочного аппарата
Прибор для контактной сварки из сварочного аппарата
По аналогичной схеме работает прибор для контактной сварки. В нем не применяются дуговые электроды с углеродной добавкой. Процесс сварки основан на протекании больших токов в точке замыкания контактов сварочного пистолета.
Если у вас есть сварочный аппарат, изготовить на его основе контактную сварку не составит труда. Необходимо лишь собрать управляющий блок и сварочный контактный пистолет, который будет подключен к рабочим проводам вашего электроприбора.
Управляющий блок предназначен для оперативного подключения питающего напряжения на первичную обмотку рабочего трансформатора. Его можно собрать на мощном реле, тиристорной или симисторной схеме.
Обратите внимание
Главное условие – пусковая кнопка должна быть под рукой на контактном пистолете, и она не должна быть фиксируемой. В противном случае можно создать короткое замыкание вторичной обмотки, которое приведет к перегреву устройства.
Рабочее напряжение, подаваемое на кнопку – должно быть безопасным для оператора. Поскольку напряжение на электродах контактного пистолета не превышает несколько вольт – весь процесс сварки безопасен с электрической точки зрения. Потенциально можно лишь обжечься о горячий металл.
Вся конструкция контактного пистолета должна приводиться в разомкнутое и отключенное состояние под действием пружин. То есть, как только вы отпустили ручки клещей – электроды сразу будут обесточены и отведены из пятна сварки.
Пистолет можно изготовить в любой компоновке, главное – удобство и безопасность использования. В качестве примера – заводское устройство.
Контакты должны быть медными или латунными, иначе они будут привариваться к обрабатываемой поверхности. Толщина (диаметр) 5-15 мм. Поскольку электроды изнашиваются – необходимо предусмотреть возможность замены.
ВАЖНО! Необходимо помнить, что обычный сварочный аппарат, приспособленный для точечной сварки – работает в нестандартных для его конструкции режимах.
Поэтому надо следить за возможным перегревом трансформатора, и при необходимости делать перерывы в работе.
Споттер из сварочного аппарата своими руками для кузовного ремонта
Время чтения: 8 минут
Большинство современных СТО применяют для кузовного ремонта споттеры — компактные аппараты, способные исправить множество дефектов кузова в виде вмятин или выбоин. Также споттер можно встретить в гараже у частного мастера или дачного умельца, самостоятельно занимающемся ремонтом своего авто. Споттер — это крайне полезная вещь и в хозяйстве, и в мастерской.
В этой статье мы расскажем, что такое споттер и как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками. Вы также узнаете, насколько целесообразна сборка самодельного споттера и какие у него преимущества перед заводскими аппаратами.
Содержание
Объясним проще. Споттер нагревает не всю деталь, а только определенную точку (как в случае с точечной сваркой). Нагрев небольшой, чуть меньше температуры плавления металла. Крепежная насадка прижимается к поверхности металла и в момент сопротивления она надежно присоединяется, благодаря чему затем можно вытянуть ту же вмятину в обратную сторону. Позже насадку можно легко отсоединить от металла.
От точечной сварки здесь и нагрев, и усилие. Нагрев осуществляется аппаратом, а усилие — мастером, который прижимает насадку к металлу. Поэтому такой вид сварки называются не точечной, а сваркой сопротивлением.
Читайте также: Точечная сварка своими руками из микроволновки
Есть две разновидности споттеров: инверторные и трансфораторные. Трансформаторный споттер можно сделать в домашних условиях из трансфоратора. А вот инверторный споттер можно собрать только в заводских условиях. Поскольку при его конструировании используются сложные дорогостоящие компоненты.
Как сделать споттер
Чтобы сделать работающий споттер своими руками из сварочного аппарата вам понадобится работающий трансформатор. Поиск трансформатора— не такая уж сложная задача. Его можно достать из старого полуавтомата/инвертора или купить с рук на онлайн-досках объявлений. Лучший вариант — это найти трансформатор со сгоревшей вторичной обмоткой.
Перейдем к сути. Для начала нужно снять вторичную обмотку, если у трансформатора их две. Далее намотайте на первичную обмотку пару витков проволоки из меди и с помощью тестера определите, сколько вам нужно намотать витков для 1 Вольта. В нашем случае понадобится 1.5 витка или 3 витка на 2 Вольта соответственно. Тестером мы замеряли вольтаж и разделяли на кол-во витков.
Теперь из вторичной обмотки вам нужно сделать шину. Ее можно смотать от самого трансформатора. В нашем случае шина сечением 40мм2. Мы ее растянули с помощью гидравлического инструмента, чтобы получилась прямая ровная шина.
Применяемая нами шина будет иметь сечение 160мм2 после того, как сложить ее в 4 раза. При этом после намотки мы получим около 5-6 Вольт. Нам этого достаточно. Разрубите шину на четыре куска и соедините. Для соединения можно использовать матерчатую изоляционную ленту. На все у нас ушло около 6 рулонов изоляционной ленты. Саму изоляцию лучше делать в несколько слоев. Например, сначала изолента, затем малярный скотч, затем снова изолента.
Теперь шины нужно намотать на трансформатор. Это непростая задача, можете использовать подручные инструменты. Учтите, что сделать плотную обмотку не получится, но это не страшно.
На этом этапе вы, скорее всего, столкнетесь с проблемой нехватки мощности. Здесь теория не поможет. Нужно самому методом проб и ошибок искать решение этой проблемы. В нашем случае наилучшим решением стало подключение проводов на первичной обмотке в последовательности 1+8 и 4+5. Перед этим мы на подключение установили полуавтоматический выключатель на 16А, чтобы проводка не сгорела. Силовая часть споттера готова.
Сборка пускового устройства
Наш споттер будет работать в ручном режиме. Понадобится трансформатор 12В от старого лампового телевизора, реле 30А (можно взять у жигуля), диодный мост («таблетка»), контактор 220В и кнопка (ее можно взять с какого-нибудь оборудования).
Схему не прилагаем, но объясним принцип действия этого устройства. Трансформатор от телевизора управляет реле. Управление осуществляется с помощью кнопки, ее можно установить на рукоятку самого споттера. При нажатии кнопки замыкается контактор, который подключен к реле с помощью провода. Еще один провод от контактора пустите прямо на выключатель. Вот и все.
Соберите все компоненты воедино и установите на станину. Можно приступать к работе.
При подключении самодельного споттера постарайтесь избежать потерь тока. Это очень важно, поскольку сварка осуществляется методом сопротивления. Наша рекомендация проста: не используйте длинные кабели. Короткие подойдут намного лучше. Также выбирайте кабели с большим сечением. Не забывайте тщательно зачищать металл перед проведением работ.
Также учтите, что самодельный споттер из сварочного аппарата не будет таким же компактным, как заводские модели. Лучше всего использовать этот прибор стационарно, так его применение будет наиболее комфортным.
Самодельный споттер или заводской: что лучше?
У многих мастеров может возникнуть резонный вопрос: «А зачем собирать самодельный споттер, если его можно купить в магазине?». Логично. Но не все так просто.
Заводские споттеры стоят очень дорого. Это узкоспециализированное оборудование, поэтому его не производят в тех же масштабах, что инверторы или полуавтоматы. Покупка заводского споттера нецелесообразна, если вы гаражный мастер и будете использовать аппарат пару раз в год. В таких случаях лучше собрать споттер самому из подручных деталей.
Самодельный споттер будет надежным и ремонтопригодным. Вы будете точно знать, из каких компонентов он сделан и сколько они стоят. Поэтому можно заранее просчитать ремонт такого аппарата и не беспокоиться, что придется идти в дорогостоящий сервис.
Тем не менее, сборка споттера своими руками не всегда оправдана. К примеру, на СТО лучше все-таки использовать профессиональный аппарат заводского производства. Он даст вам намного больше возможностей и позволит исправить даже самые серьезные кузовные дефекты. Вы должны понимать, что самодельный споттер — это маломощное устройство. Оно подойдет только для скромного ремонта.
Также учитывайте, что для сборки споттера нужны определенные навыки. В этой статье мы прилагаем очень простую инструкцию, где нет сложных электросхем и не нужно заморачиваться. Но вы должны понимать, что даже такой простой аппарат нужно собирать, обладая навками и знаниями. А еще лучше опытом. Иначе вы получите не помощника, а потенциально опасное устройство.
Резумируя: самодельный споттер — это отличный вариант для гаража или дачи. Он неприхотлив, стоит недорого, легко ремонтируется. Но на СТО лучше применять профессиональные споттеры заводского производства. Их функционал намного больше, что важно при выполнении профессионального ремонта кузова.
Вместо заключения
Споттер необходим как профессионалам на СТО, так и домашнему умельцу в гараже. Без этого прибора сложно представить полноценный кузовной ремонт. Он позволяет быстро и качество исправить дефекты кузова. При этом совсем не обязательно покупать заводской прибор. Можно собрать самодельный споттер из трансформатора от инверторного сварочного аппарата своими руками.
Перед сборкой споттера убедитесь, что эта затея целесообразна. Аппарат, сделанный своими руками, гораздо дешевле и надежнее. Но готовы ли вы потратить время и силы на сборку прибора, который будете использовать раз в год? Задумайтесь об этом. Желаем удачи в работе!
Как вам статья?
Elettro CF — корректировщик s07630 7630
Продукция › Аппараты контактной сварки › Spotter 7630
Описание продукта
ПРОДУКТ СНЯТ С ПРОИЗВОДСТВА
Описание:
АППАРАТ ДЛЯ ТОЧЕЧНОЙ СВАРКИ СОПРОТИВЛЕНИЕМ — SPOTTER
Этот многоцелевой портативный сварочный аппарат в основном используется для ремонта кузова автомобиля.
— Нет необходимости снимать внутреннюю отделку и фурнитуру.
— Участки с двойной обшивкой легко восстанавливаются.
— Контактная сварка заклепок.
— Сварка гвоздей и шайб сопротивлением для правки листов.
— Контактная сварка гвоздей для шумо- и теплоизоляционных панелей.
— Контактная сварка винтов М4 для крепления: кабелей, шлангов и т.д.
— Листы локализованного нагрева
— Поставляется в комплекте с чемоданом и аксессуарами.
Различные напряжения доступны по запросу
Технические данные:
Код | S07630 | |||
Входное напряжение | 1×230 В 50 Гц | |||
Предохранитель | 16 А | |||
Мощность на 50% | 0,8 кВА | |||
Макс. мощность сварки | 5,2 кВА | |||
Холостое напряжение | 2,6 В | |||
Макс. ток короткого замыкания | 2500 А | |||
Сила на электродах | 25 даН | |||
Размеры | мм 510x340x120h | |||
Масса |
Принадлежности:
337600 | НАВИДЧИК | (Стандарт) | |
337601 | МолотокМолот | (Стандарт) | |
337002 | РучкаРучка | (Стандарт) | |
337618 | Ящик для упаковки гвоздей, шайб, шурупов, заклепок Ящик для упаковки гвоздей, шайб, шурупов, заклепок | (Стандарт) | |
337602 | Электрод Ø 2,5 для приваривания гвоздей Электрод Ø 2,5 для приваривания гвоздей | (Стандарт) | |
337603 | Электрод Ø 4 для приварки шурупов Электрод Ø 4 для приварки шурупов | (Стандарт) | |
337604 | Магнитный электрод для отделочных заклепокМагнитный электрод для отделочных заклепок | (Стандарт) | |
337605 | Электрод для шайб Электрод для шайб | (Стандарт) | |
337606 | Электрод для арт. 337605 Электрод для арт. 337605 | (Стандарт) | |
Крючок для шайбКрючок для шайб | (Стандарт) | ||
337610 | гвозди Ø 2×50 мм; упаковка из 100 шт. гвоздей Ø 2×50 мм; упаковка 100 шт. | (Стандарт) | |
337611 | гвозди Ø 2,5×50 мм; упаковка из 100 шт. гвоздей Ø 2,5×50 мм; упаковка 100 шт. | (Стандарт) | |
337612 | M винты 4×16 мм; упаковка из 100 шт. винтов M 4×16 мм; упаковка 100 шт. | (Стандарт) | |
337613 | Заклепки накладные; упаковка 100 шт. Заклепки накладные; упаковка 100 шт. | (Стандарт) | |
337614 | Шайбы с отверстием Ø 8×16 мм; упаковка 50 шт. Шайбы с отверстием Ø 8×16мм; упаковка 50 шт. | (Стандарт) |
Документы:
СПОТТЕР | РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ | скачать |
Торна индитро
ТОЧЕЧНЫЕ СВАРОЧНЫЕ МАШИНЫ | АППАРАТЫ ТОЧЕЧНОЙ СВАРКИ ДЛЯ КУЗОВОВ |Prima Welding
АППАРАТЫ ТОЧЕЧНОЙ СВАРКИ | АППАРАТЫ ДЛЯ ТОЧЕЧНОЙ СВАРКИ ДЛЯ КУЗОВОВ | Prima Welding Форт-Майерс, Флорида 33908
Миннеаполис, Миннесота 55429
: Пистолет с нулевым весом, маневренные сварочные аппараты сокращают время сварки.
Запатентованные роботизированные сварочные аппараты пользуются всемирной репутацией среди автопроизводителей благодаря высочайшему качеству точечной сварки и простоте использования. Легкие в управлении роботы-сварщики вдвое сокращают время сварки и снижают утомляемость оператора. Все управление сваркой осуществляется с помощью сенсорного экрана или автоматизировано в цифровом виде, что устраняет предположения оператора. Инверторные аппараты для точечной сварки превосходят требования OEM. Поставляется с 5 водяными охлаждением через наконечники.
Punta 230/1 SINGLE PHASE & ROBO 230/3 все 560 даН 1232 фунта сжатие под давлением наконечник с водяным охлаждением
PUNTA 230/1 50 ампер 13 000 ампер 1232 фунта 560 даН ROBO STAR INVERTER AUTO MODE 230/3 50 ампер 560 даН 1232 фунта
PUNTA PLUS 9 230/1 60 А 15 000 А 1232 фунта 560 даН PUNTA STAR 1345 INVERTER AUTO MODE 230/3 50 А 560 даН наконечник
SPOT 100 230/1 50 А 9,500 ампер 1232 фунта 560 даН ОДОБРЕН изготовителем оборудования
давление сжатия 5 рукавов с водяным охлаждением через наконечник
Нормальная однофазная и Prima превосходят характеристики Honda и других производителей
Скачать Руководство пользователя
youtube.com/embed/bpr1_VDhulQ» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Инвертор Robo Star 230/3 50 А
Robo Star Inverter Technology 230/3 50 А
13 000 А 1232 фунта давление сжатия
с водяным охлаждением до конца и пятью рукавами
Инверторный аппарат для точечной сварки Punto Star 1345
Самый экономичный современный инверторный аппарат для точечной сварки
Инвертор для точечной сварки Punto Star 1345 . Сварка с постоянной скоростью и регулировкой подачи проволоки с помощью легкого сварочного пистолета для углеродного волокна. Включает двигатель Five Arms с водяным охлаждением, 230/3 фазы, 560 даН, более 1200 фунтов. давление сжатия, 13 000 ампер 2,5+2,5+2,5 мм.