Ознакомьтесь с правилами и шагами по подготовке конкурса на право заключения концессионного соглашения в рамках государственно-частного партнерства.
Центр ГЧП по вопросам ЖКХ является центром компетенции по подготовке и продвижению концессионных проектов на территории субъекта Российской Федерации.
Основными функциями Центра ГЧП является:
Центр ГЧП по вопросам ЖКХ создается при Правительстве субъекта Российской Федерации с привлечением сотрудников ответственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (министерство жилищно-коммунального хозяйства, министерство финансов, министерство экономического развития, органы, ответственные за регулирование имущественных и земельных отношений), представителей органов местного самоуправления, юридических служб, экспертных организаций. Работу Центра ГЧП по вопросам ЖКХ курирует ответственный заместитель руководителя субъекта Российской Федерации.
Скоординированная работа органов местного самоуправления и органов власти по заключению концессионных соглашений, налаженное взаимодействие бизнеса и власти, повышение качества концессионных соглашений, накопление и распространение положительного опыта по заключению концессионных соглашений.
Распоряжение Правительства субъекта Российской Федерации о создании центра ГЧП по вопросам ЖКХ
Ассоциация ЖКХ «Развитие» оказывает методическую поддержку региональным центрам государственно-частного партнерства.
Создание рабочей группы по отдельному концессионному проекту с участием профильных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, экспертных организаций, осуществляющих подготовку конкурса, кредитных организаций. Члены рабочей группы в рамках своих полномочий будут осуществлять согласованные действия по подготовке государственного или муниципального имущества для передачи в концессию.
Определение ответственных лиц и распределение задач по подготовке объекта концессионного соглашения для передачи в концессию, организация работы по подготовке конкурсной документации и проведению конкурса.
Эксперты Ассоциации ЖКХ «Развитие» могут войти в состав рабочей группы в качестве консультантов проекта.
До проведения концессионного конкурса необходимо оценить финансовое состояние предприятия, имущество которого передается в концессию.
Необходимо:
При необходимости может быть подготовлено соглашение об условиях реструктуризации кредиторской задолженности с кредиторами и кредитными организациями, предоставляющими займы на реструктуризацию задолженности. Для заключения такого соглашения необходимо:
Реальная оценка финансового состояния передаваемого имущества, а также возможность реструктуризации задолженности с привлечением кредитных источников финансирования.
Передаваемое в концессию имущество подлежит обязательному техническому обследованию. Техническое обследование необходимо для оценки состояния имущества, передаваемого в концессию, подготовки заключения о техническом состоянии объектов, составления рекомендаций по режимам и срокам эксплуатации, для обоснования плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности передаваемых объектов. Копии отчета о техническом обследовании является частью конкурсной документации.
Техническое обследование объектов водоснабжения и водоотведения проводится в соответствии со статьей 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и приказом Минстроя России № 437. Техническое обследование объектов теплоснабжения проводится в соответствии с приказом Минстроя России от 21.08.2015 № 606/пр.
Получение достоверных данных о техническом состоянии передаваемого в концессию имущества, необходимых для описания объекта соглашения, составления и обоснования задания и плановых показателей деятельности концессионера.
Отчет о техническом обследовании передаваемого по концессионному соглашению имущества.
Необходимо подготовить перечень неисполненных технических заданий и договоров на подключение к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения. Необходимо распределить обязательства по исполнению технических заданий и договоров на подключение между эксплуатирующей организацией и концессионером с учетом графиков поступления платы за подключения и сроков исполнения мероприятий по подключению. Обязательства по договорам, техническим заданиям, по которым не осуществлялась плата за подключение, целесообразно передать концессионеру. Обязательства по договорам, по которым осуществлялась плата за подключение, целесообразно исполнить эксплуатирующей организацией. Обязательства по подключениям, которые планируется передать концессионеру, следует включать в концессионное соглашение.
Определение перечня технических заданий, договоров на подключение к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые передаются концессионеру, и включение их в проект концессионного соглашения. Определение перечня технических заданий, договоров на подключение, которые исполняет оператор. Должно быть обеспечено гарантированное исполнение обязательств по подключениям.
Задание составляется в соответствии с требованиями части 2.4. статьи 22 Федерального закона «О концессионных соглашениях». В Задании в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения устанавливаются цели, которых должен достичь концессионер при выполнении работ по строительству и реконструкции объекта концессионного соглашения. На основании задания определяются мероприятия по строительству и реконструкции, содержащиеся в конкурсных предложениях. Задание должно обеспечивать выполнение задачи и целевых показателей развития систем водоснабжения и водоотведения, предусмотренные в схеме водоснабжения и водоотведения. В Задании должны содержатся мощность в точках подключения, точках присоединения, точках приема, точках подачи и точках отведения по годам, а также сроки ввода и вывода мощностей.
Установление в задании основных целей для участников конкурса в части поддержания, ввода и вывода мощностей, выполнения задач и целевых показателей развития систем.
Плановые значения показателей деятельности концессионера являются критериями конкурса в соответствии с частью 2.3. статьи 24 Федерального закона «О концессионных соглашениях». В конкурсной документации устанавливаются минимально допустимые, а также предельные (минимальные и (или) максимальные) значения указанных показателей в соответствии с пунктами 1, 9 части 1.2. статьи 23 Федерального закона «О концессионных соглашениях». В число плановых значений показателей деятельности концессионера включаются:
Определение минимально допустимых, а также предельных (минимальных и (или) максимальных) плановых значений показателей деятельности концессионера.
Состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения, иного имущества входит в перечень условий концессионного соглашения. В описании объекта могут быть указаны следующие данные: балансовая стоимость, срок эксплуатации, уровень износа, количество аварий на объекте, информацию о фактически проведенных на объекте мероприятиях по ремонту, реконструкции, модернизации, удельные расходы трудовых и энергетических ресурсов, мощность объекта, оборудование, установленное на объекте и т.д. Данными для составления технико-экономического описания передаваемого в концессию имущества является отчет о техническом обследовании, данные по инвентаризации объектов.
Помимо технико-экономического описания передаваемого имущества необходимо подготовить копии документов, устанавливающих право собственности на передаваемое в концессию имущество, а также копии документов о государственной регистрации прав собственности концедента, в случае если в соответствии с законодательством требуется обязательная государственная регистрация таких прав. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество, возникшее до вступления в силу указанного Федерального закона, проводится по желанию правообладателя.
В соответствии с частями 4, 9 статьи 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество (далее – иное имущество) должны принадлежать праве собственности концеденту. При этом объект концессионного соглашения должен принадлежать концеденту на праве собственности на дату заключения концессионного соглашения. В отношении иного имущества отсутствует требование о наличии права собственности на дату заключения концессионного соглашения. В этой связи полагаем возможным передачу в качестве “иного имущества”, объектов, незарегистрированных в Едином государственном реестре прав, в качестве иного имущества. В этом случае в конкурсную документацию и концессионное соглашение включается описание такого имущества и обязательства сторон по государственной регистрации права собственности концедента и права владения и пользования концессионера указанным имуществом. Такой подход весьма ограничен, поскольку, предметом концессионного соглашения является передача концессионеру объекта концессионного соглашения, а не иного имущества. Кроме того, частями 4,5 статьи 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях» устанавливается ограничение на передачу концессионеру бесхозяйных объектов, обнаруженных в течение срока концессионного соглашения. Следует также учитывать риск возникновения имущественных споров с другими правообладателями.
Подготовленное технико-экономическое описание передаваемого в концессию имущества, позволяющее участникам конкурса сформировать адекватные конкурсные предложения (плановые значения показателей деятельности концессионера, инвестиционные мероприятия, долгосрочные параметры). Подготовленные копии документов, подтверждающих право собственности концедента на передаваемое в концессию имущество.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концедент обязан предоставить концессионеру земельные участки для осуществления деятельности по концессионному соглашению в соответствии с земельным законодательством. Сроки передачи участков определяются в концессионном соглашении. Договоры аренды земельных участков должны быть заключены в течение 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения, если сроки в концессионном соглашении не установлены. В концессионном соглашении следует определить перечень и описание таких участков, а также подготовить информацию о наличии права собственности концедента на такие участки, определить график их передачи концессионеру. При этом необходимо учитывать случаи, установленные земельным законодательством, о возможности осуществления ряда работ без предоставления земельных участков (статья 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300). Рекомендуется дополнить концессионное соглашение следующим условием: в случае если в результате отказа в доступе к земельным участкам, принадлежащим третьим лицам, невозможно выполнить мероприятия по концессионному соглашению, то концессионное соглашение подлежит изменению в порядке, предусмотренном законодательством. Целесообразно на этапе конкурса определить перечень участков, принадлежащий третьим лицам, которые необходимы для осуществления деятельности концессионера по концессионному соглашению.
Финансовые расчеты необходимы для определения тарифных последствий, бюджетного планирования и финансовых потоков концессионера, кредитной организации.
Финансовая модель должна предусматривать:
Финансовая модель является основой для определения предельных значений долгосрочных параметров деятельности, размера субсидий концедента, индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, уточнения условий реструктуризации кредиторской задолженности МУП (иной эксплуатирующей организации), которые будут включены в концессионное соглашение.
Реализация инвестиционных мероприятий по концессионному соглашению требует привлечения значительного объема финансовых средств частных инвесторов и кредитных организаций. При этом предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, установленный для муниципального образования в рамках максимального отклонения от индекса по субъекту Российской Федерации, может не соответствовать уровню тарифа, обеспечивающего окупаемость инвестиций в пределах срока действия концессионного соглашения.
В этом случае требуется принятие решения об утверждении индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, превышающего уровень, определенный максимальным отклонением от индекса по субъекту Российской Федерации в соответствии с разделом IV Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400.
В соответствии с требованиями части 1.2. статьи 23 Федерального закона «О концессионных соглашениях» уполномоченный орган субъекта Российской Федерации должен определять (согласовывать):
Согласование осуществляется в порядке, определенном Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406.
Официальный ответ региональной службы по тарифам с согласованным методом регулирования, долгосрочными параметрами, не являющимися критериями конкурса, с предельными максимальными/минимальными значением конкурса, предельным ростом прогнозного НВВ и иными параметрами необходимыми для расчета прогнозного НВВ.
Проект концессионного соглашения является неотъемлемой частью конкурсной документации. Все условия концессионного соглашения, за исключением условий, которые указываются в конкурсном предложении, должны быть определены в проекте концессионного соглашения, включаемом в конкурсную документацию. Изменение проекта концессионного соглашения после проведения конкурса не допускается в соответствии с частью 1.2 статьи 35 Федерального закона « О концессионных соглашениях».
Подготовку проекта концессионного соглашения следует осуществлять с момента формирования команды проекта на этапе 2. Финальная редакция проекта концессионного соглашения, должна учитывать результаты, полученные на предыдущих этапах.
Проект концессионного соглашения должен включать существенные условия в соответствии со статьей 10 Федерального закона “О концессионных соглашениях”:
Рекомендуемая форма концессионного соглашения утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 748.
Подготовленный командой проекта в соответствии с требованиями законодательства проект концессионного соглашения, подлежащий включению в конкурсную документацию.
Ассоциация ЖКХ «Развитие» разработала проект типового концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и подзаконными нормативными актами.
В пакет документов, необходимый для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения входит решение о заключении концессионного соглашения, конкурсная документация, проект концессионного соглашения.
Проекты документов, необходимые для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, следует готовить с момента формирования команды проекта на этапе 2. Финальная редакция документов, должна учитывать результаты, полученные на предыдущих этапах.
Решение о заключении концессионного соглашения оформляется в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона «О концессионных соглашениях» и включает:
Конкурсная документация оформляется в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона «О концессионных соглашениях» и включает:
Для объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения в конкурсную документацию не включаются требования, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона “О концессионных соглашениях”.
Подготовка полного пакета документов для проведения концессионного конкурса.
Ассоциация ЖКХ «Развитие» » разработала проект типовой документации для проведения концессионного конкурса, а также типовое концессионное соглашение в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ и подзаконными нормативными актами.
1. Создание Центра ГЧП по вопросам ЖКХ | |
2. Формирование команды проекта | |
3. Инвентаризация и анализ задолженности МУП | |
4. Проведение технического обследования | |
5. Составление перечня неисполненных технических заданий и договоров на подключение к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения | |
6. Составление Задания | |
7. Расчет минимально допустимых и предельных плановых значений показателей деятельности концессионера | |
8. Подготовка описания передаваемого в концессию имущества, копий документов, удостоверяющих право собственности концедента на передаваемое имущество, данных о фактическом состоянии передаваемого имущества | |
9. Составление перечня земельных участков | |
10. Разработка финансовой модели (бизнес-плана) | |
11. Согласование предельного индекса роста платы платежа граждан за коммунальные услуги | |
12. Согласование уполномоченным органом субъекта Российской Федерации параметров тарифного регулирования, предельных значений критериев конкурса | |
13. Подготовка концессионного соглашения | |
14. Подготовка конкурсной документации |