О государственно-частном партнерстве и концессиях в сфере ЖКХ

Концессия — форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает получение частным инвестором во владение и пользование государственного (или муниципального) имущества на определенный срок, в течение которого он должен за свой счет создать и (или) реконструировать полученное имущество и осуществлять эффективное управление таким имуществом.

На сегодняшний день концессия — наиболее законодательно проработанная модель государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающая использование соответствующих объектов инфраструктуры на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности путем заключения и исполнения соответствующего соглашения.

Основными плюсами концессии для частных инвесторов являются:

  • обеспечение разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки при изменении нормативных правовых актов и т.д.;
  • прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия — дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);

Преимуществами данной модели для органов власти являются:

  • сохранение имущества в государственной (муниципальной) собственности;
  • проведение реконструкции (модернизации) имущества без использования бюджетных средств;
  • обеспечение эффективного управления имуществом, возможность контроля за деятельностью частного оператора.

Существенными условиями концессионного соглашения в коммунальной сфере являются:

  • обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
  • основные мероприятия, определяющие обязательства по созданию (реконструкции) объекта соглашения;
  • долгосрочные параметры и метод регулирования тарифов;
  • предельный размер средств на создание (реконструкцию) объекта соглашения;
  • плановые значения показателей деятельности концессионера (в том числе показателей качества, надежности и энергоэффективности);
  • порядок возмещения расходов концессионера, не возмещенных к моменту окончания концессионного соглашения, а также в случае досрочного расторжения концессионного соглашения.

Порядок проведения конкурса и определения победителя

Концедент принимает решение о проведении конкурса, в котором определяется задание участникам в соответствии со схемами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса.

На основании решения концедента и согласительных процедур с РЭК органами регулирования тарифов готовится конкурсная документация, в которой указываются, в том числе:

  • минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера,
  • значения долгосрочных параметров, не являющихся критериями конкурса,
  • состояние объекта до передачи в концессию, прогнозные величины, которые используются для расчета прогнозной необходимой валовой выручки и не выступают в последующем условиями концессионного соглашения,
  • метод регулирования тарифов,
  • предельные значения критериев конкурса,
  • предельный рост необходимой валовой выручки от осуществления регулируемых видов деятельности.

Критериями конкурса являются: предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, объем субсидий концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (если конкурсной документацией предусмотрены такие расходы концедента), объем субсидий концедента на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения, плановые значения показателей деятельности концессионера, долгосрочные параметры регулирования тарифов.

Для оценки конкурсных предложений рассчитывается дисконтированная валовая выручка (сумма тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств). Дисконтированная валовая выручка рассчитывается по единому формату в вычислительной программе, размещенной на Официальном информационном сайте Российской Федерации по проведению торгов (torgi.gov.ru).

Победителем признается участник конкурса, для которого определено минимальное значение дисконтированной выручки.

По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

в 2015 году было заключено
271 концессионное соглашение
в коммунальной сфере.

На момент начала 2016 года всего заключено
700 концессионных соглашений,

прием заявок открыт по
268 концессионным конкурсам.

Наши постоянные партнеры

  • Минстрой РФ
  • ГК Росводоканал
  • Российские коммунальные системы
  • Мортон
  • УК Лидер